Вверх Вниз
Опубликовано: 23 Август 2017 05:43:02

УСЫПАЛЬНИЦА ХОРЕЗМШАХА ТЕКЕША А. М. ПРИБЫТКОВА

 Центр Ташаузского оазиса Туркменской ССР) после монгольского нашествия 1221 г. и пяти походов Тимура в 1372—1388 гг. сохранились немногочисленные постройки. Из них две относятся к домонгольскому времени — это мавзолеи Фахр-ад-дин-Рази и султана Текеша.

Время их строительства устанавливается конструктивно- художественными особенностями.

Сведения письменных источников о постройках Ургенча в домонгольский период очень скудны. Историк XIII в. Джузджани, сообщая о разрушении Ургенча, отмечает, что уцелели два здания, а именно: «старый дворец» Кёшк- и-Ахчак и гробница султана Текеша '.

1.

УСЫПАЛЬНИЦА ХОРЕЗМШАХА ТЕКЕША А. М. ПРИБЫТКОВА


2.
УСЫПАЛЬНИЦА ХОРЕЗМШАХА ТЕКЕША А. М. ПРИБЫТКОВА


3.
УСЫПАЛЬНИЦА ХОРЕЗМШАХА ТЕКЕША А. М. ПРИБЫТКОВА


4.
УСЫПАЛЬНИЦА ХОРЕЗМШАХА ТЕКЕША А. М. ПРИБЫТКОВА


5.
УСЫПАЛЬНИЦА ХОРЕЗМШАХА ТЕКЕША А. М. ПРИБЫТКОВА


6.
УСЫПАЛЬНИЦА ХОРЕЗМШАХА ТЕКЕША А. М. ПРИБЫТКОВА


7.
УСЫПАЛЬНИЦА ХОРЕЗМШАХА ТЕКЕША А. М. ПРИБЫТКОВА


8.
УСЫПАЛЬНИЦА ХОРЕЗМШАХА ТЕКЕША А. М. ПРИБЫТКОВА


9.
УСЫПАЛЬНИЦА ХОРЕЗМШАХА ТЕКЕША А. М. ПРИБЫТКОВА


10.
УСЫПАЛЬНИЦА ХОРЕЗМШАХА ТЕКЕША А. М. ПРИБЫТКОВА


11.
УСЫПАЛЬНИЦА ХОРЕЗМШАХА ТЕКЕША А. М. ПРИБЫТКОВА


12.
УСЫПАЛЬНИЦА ХОРЕЗМШАХА ТЕКЕША А. М. ПРИБЫТКОВА

 


Из двух мавзолеев Текешу приписывается больший мавзолей, по величавому облику и художественному оформлению достойный быть усыпальницей могущественного правителя.

В литературе он назывался мавзолеем шейха Шерефа2 . А. Ю. Якубовский при обследовании Ургенча и его памятников в 1928— 1929 гг. высказал сомнение в принадлежности этого мавзолея шейху Шерефу. Шейх Шереф жил в XIV в. и некоторое время пребывал в Ургенче. Но стилистические особенности здания, по мнению А. Ю. Якубовского, исключают XIV в. как время его строительства 3. По сообщению В. И. Пилявского, предположение о принадлежности этого мавзолея хорезмшаху Текешу первый высказал Н. Б. Бакланов4 .

В трудах названных исследователей не дано подробного описания мавзолея5 . Цель настоящей статьи — дать более детальную характеристику этого значительного сооружения.

По-видимому, мавзолей Текеша, умершего в 1220 г., надо отнести к рубежу XII—XIII вв.

Монголы разрушили Ургенч в 1221 г., после чего строительство в городе возобновилось не скоро. Следовательно, здание было построено не позднее чем в 1200—1221 гг. и очень вероятно, что (как это часто делали правители) еще при жизни Текеша, т.е. до 1200 г.

Исследования памятников архитектуры Ургенча в 1928—1929 гг. сопровождались обмерами Н. Б. Бакланова. Обмеры отличаются тщательностью.

Нами были повторены обмеры планов, разреза (кроме шатра), чтобы при исследовании здания получить некоторые необходимые данные непосредственно на сооружении 6.

Композиция этой усыпальницы не встречается в аналогичных зданиях других областей Средней Азии (рис. 1). На сравнительно низкий четверик поставлен высокий цилиндрический барабан, завершенный коническим шатром.

С северной стороны во всю ширину главного фасада возвышается портал, ниша которого не имеет обычных для порталов обрамлений, а стены носят следы примыкания какой- то постройки. Ниша перекрыта в два переката клинчатым сводом (если судить по обнаруженному от штукатурки его фасу). В углах ниши мощный намет ганча, укрепленный деревянными пальцами, составляет основу, по которой шлифованным кирпичом выложены сталактиты.

На поверхности барабана выступают двухгранные ребра (грань равна 68 см). За порталом нет выступов, что доказывает изначальное существование портала или пристройки (высказывалось мнение, что портал был построен позже). Барабан облицован шлифованным кирпичом, первоначально так же был отделан и четверик.

Между ребрами поверху два ряда крупных сталактитов, выложенных по ганчевому намету шлифованными кирпичиками (рис. 2), поддерживают круговой пояс, облицованный двумя рядами бирюзовых терракотовых плит (42X28 см) с рельефной надписью ко- ранического содержания7 . Над невысоким (пять рядов кирпича) карнизом возвышается конический шатер, облицованный бирюзовым кирпичом.

Здание скомпоновано с большим мастерством.

Четверик, нерасчлененный и неукрашенный, трактован как пьедестал барабана. В противоположность лаконичной форме основания, барабан богат пластикой нарастающих вверх форм: сильно выступающие ребра; два ряда сталактитов между каждой парой ребер, взятые в рамки из фигурного кирпича (рис. 3); западающие панно между ребрами, обрамленные фигурной терракотой (рис. 4). На барабане использовано еще одно средство художественной выразительности — цвет. В кладку панно и сталактитов вставлены небольшие бирюзовые кирпичики простым узором (рис. 5).

Узкая бирюзовая полоса из цветных кирпичей проходит над сталактитами, выше — широкая бирюзовая полоса терракоты с надписью.

Нижняя часть шатра выложена шлифованным кирпичом с узором бирюзовых ромбов и выш е — сплошная облицовка бирюзовым кирпичом (см. рис. 1).

При настоящем состоянии здания, когда верх стен разрушился, обнажился низ барабана, не предназначенный для обозрения. Сочетание четверика и барабана явно первоначально было другим. Очевидно, разрушились промежуточные части, которые смягчали переход от четверика к цилиндру барабана. Действительно, внимательный осмотр оставшихся частей верха четверика, низа барабана позволил установить, что в верхней части четверик переходил в восьмигранник. Следовательно, барабан стоял не на четверике, а на восьмиграннике, что делало переход к барабану постепенным.

Это впечатление усиливалось заполнением углов четверика двумя скатами.

Эти соображения положены в основу реконструкции (рис. 6).

В интерьере усыпальница однозальная, квадратная в плане (11,5x11,5 м, толщина стен 3,5 м) с глубокими до 1,75 м нишами в трех стенах (рис. 7). На высоте 7,6 м на четверик поставлен подкупольный барабан (толщина стен 1,65 м). Восьмигранная часть барабана с арочными парусами в угловых гранях горизонтальной тягой отделяется от 16-гранной части (рис. 8). Каждая грань 16-гранника, заполненная полурозеткой с семью вогнутыми лопастями, подобна раковине. Купол выложен с выступом в полкирпича первых пяти рядов, а выше-—рядами в елку, что можно видеть в местах отпавшей штукатурки. Общая высота интерьера около 18 м. Передняя часть ниш в стенах перекрыта сводами из 15 отрезков, по которым уложен второй перекат — клинчатый.

Глубинная часть ниши перекрыта полукуполом, поддержанным в углах ганчевыми сталактитами и украшенным легким рельефом из ганча. Узор рельефа как бы делит полукупол на доли, исходящие из его замка. Углы четверика за арочными парусами были перекрыты трехгранными сомкнутыми сводами, поддержанными сталактитами, как и пяты арочных парусов.

Арки восьмигранника сложены из кирпича 23X23X5 см в два переката: нижний — отрезками, верхний — клинчатый. Нижний перекат западает относительно верхнего, образуя четверть.

Вокруг замка купола расположены в форме 12-конечной звезды отверстия заложенных в кладку гончарных труб. При изучении здания шатер (хотя в нем есть проем) внутри не был нами обследован из-за отсутствия лесов.

По утверждению В. И. Пилявского, шатер внутри имеет 12 радиалыю расположенных ребер, опирающихся на внутренний купол8.

Мелкие формы и членения, — ганчевые сталактиты, розетки барабана, трехгранный пазушный свод в углах, тяги барабана, ступенчатость двух перекатов в кладке арок, — не создавая измельченности, обогащали интерьер легкой пластикой. Обширный поштукатуренный белый интерьер производит впечатление торжественности.

Наружный размер мавзолея в плане 18,5 X Х18,5 м. Высота наружного барабана 8,3 м, шатра — около 15 л. В облицовке применен шлифованный кирпич.

Во внешнем облике чистота облицовки барабана (стены потеряли ее из-за поверхностных разрушений, временных пристроек и т. п.) шлифованным кирпичом придает изысканность профилям и формам и четкость силуэту. Художественная завершенность здания выдает руку большого мастера, который создал выразительный облик монументальной усыпальницы.

В настоящее время на стенах мавзолея и в других конструкциях многочисленные трещины.

Имеются разрушения в облицовке шатра.

Однако здание стоит более 750 лет без крупных ремонтов, за исключением грубых исправлений верха стен. Дефекты здания не противоречат факту его превосходного технического выполнения. Причины этих дефектов — его заброшенность, вероятно, уже после походов Тимура и замирания города, а также отсутствие борьбы с атмосферными воздействиями в течение продолжительного времени.

Как сложились формы здания, необычные для остальной Средней Азии, в какой степени использовались местные традиции и в какой выявились влияния? Письменные источники дают общие сведения об оживленной торговле города, благодаря его расположению на торговых путях из степей в Поволжье, Иран, Мавераннахр и его экономическому процветанию.

Но о постройках Ургенча предшествующего времени сообщений почти нет. Однако у Мак- диси есть упоминание о строительстве дворцов, о площади, подобной площади в Бухаре, о культуре города9. Можно только предположить соответственно развитию городской жизни и развитие зодчества. Памятники X — начала XII вв. не сохранились. Путь развития зодчества Ургенча за этот период не устанавливается также и по археологическим обследованиям 1952 г. Хорезмской экспедиции, которые охватили только часть территории Ургенча 10.

Хотя от рубежа XII—-XIII вв. сохранились лишь мавзолеи Фахр-ад-дин-Рази и Текеша, их архитектура убедительно говорит о сильных традициях, сказавшихся в развитой строительной технике, своеобразных приемах художественной выразительности и, самое главное, в объемной композиции этих зданий. Для обоих зданий характерны четкость объемов, высокие барабаны и шатровые покрытия.

Эти традиции в последующем не прервались в результате разрушения города монголами и Тимуром. В зодчестве XIV в. выявляются те же традиции. Архитектура мавзолея династии Суфи (Тюрабек-ханым) — наилучшее тому доказательство.

Во время строительства этих мавзолеев в городе существовали многочисленные постройки.

Теперь известны остатки мощного минарета 1011 г., вероятно, при соборной мечети, относительно которой известно только ее местоположение.

Отличное выполнение конструкций и художественный уровень зданий мавзолеев — результат продолжительного опыта. Возможно, и своеобразие форм было подготовлено формами предшествующих построек.

Сопоставление мавзолеев Фахр-ад-дин-Рази и Текеша устанавливает много общего в их архитектуре". Интерьер обоих зданий формируется обычной структурой среднеазиатских построек этого времени; четверик — восьмиг р а н н и к— сфероконический купол. Во внешнем объеме над четвериком возвышается 12-гранный барабан с 12-гранным шатром в мавзолее Фахр-ад-дин-Рази, цилиндрический с коническим шатром в мавзолее Текеша. В других районах Средней Азии в архитектурных сооружениях конца XII в. не встречаются шатровые покрытия и барабаны, поднятые для этих покрытий и включенные в общую композицию своим архитектурным оформлением. Оба здания облицованы светлым, теплого оттенка кирпичом и отличаются высоким техническим качеством работ. В верхних частях зданий используются покрытые бирюзовой глазурью кирпич и мелкие кирпичики. Принцип распределения цветного декора одинаковый в обоих мавзолеях — постепенное включение его в облицовку и концентрация на поверхности шатров.

Барабаны в обоих зданиях поверху были опоясаны фризом из терракотовых плит. Сталактиты широко используются в мавзолее Текеша: одни из них ганчевые — в малых парусах (ниши, углы четверика) и в консолях под пятами арочных парусов; другие, облицованные кирпичиками по ганчевому намету, — в портальной нише. В мавзолее Фахр-ад-дин-Рази паруса восьмигранника имеют форму сталактитов и облицованы терракотовыми плитками.

В целом для обеих построек характерно стремление к разрешению прежде всего объемно- пространственной задачи, однако с учетом художественного эффекта использования декоративных средств. Общие черты дают основание предполагать близость времени возведения мавзолеев, даже одновременность и, возможно, одного автора.

Мавзолей Текеша — более сложное и совершенное сооружение по единству внутреннего и внешнего объемов. В мавзолее Фахр-ад-дин- Рази купол размещается в объеме 12-гранни- ка и прорезан его окнами (перекрыты досками).

Эти окна нарушают и зрительную и конструктивную целостность купола. В усыпальнице Текеша барабан — единая конструкция, имеющая внутри 8-гранное и в верхней части 16-гранное очертание, а снаружи — цилиндрическое.

При изучении Ургенча А. Ю. Якубовский 12 отметил, что по архитектурному облику усыпальница Текеша ассоциируется с так называемыми башенными мавзолеями Северного Ирана и Азербайджана. Башенные мавзолеи широко представлены в этих странах. Причи на их распространения на определенной территории, с определенного времени неоднокр.

была предметом обсуждения в литерат Встречается точка зрения о башнях-мавзол с шатровым покрытием как на воспроизв< ние в формах монументальной архитектуры латки кочевника, привычной для покорив1 Иран в XI—XII зв. тюрков-сельджуков, которых, главным образом, сооружались кие мавзолеи 13. Другие авторы считают, не к жилой юрте восходит тип башенного к золея, а к древним погребальным сооруже ям степных кочевников 14. Справедливо ука вал А. Ю. Якубовский, что для решения д ного вопроса необходимо привлечь памяти] архитектуры Армении, где значительно ра ше (в V—VII вв.) появились шатровые пок; тия на высоких барабанах.

Каково бы ни было происхождение фс башенных мавзолеев, барабан усыпальни Текеша объемной формой и деталями насто ко ассоциируется с башенными мавзолеями верного Ирана и Азербайджана, что хотя ближе к тем степям кочевников, откуда, мнению указанных авторов, произошли фор мавзолеев, Текеш получил эти формы в инт претации Ирана и Азербайджана. К кои XII в. башенные мавзолеи были построень большом количестве, например Гумбе Кабус—1006 г., башня в Радкане (западная) — 1016—1021 гг., башни в Дамга] о д н а — 1026 г., другая (Чехель Духтеран) 1054—1055 гг., башня Гумбеде Сурх в Маг г а — 1 1 4 7 г., в Нахичевани башня Юсуфа 1162 г., башня Мумине-хатун 1186—1187 г круглая башня в Марата — 1167—1168 г Гумбеде Кабуд (голубая башня) в Марага 1196—1197 гг. В последующем были построе.

и другие подобные башни, в том числе баш в Радкане (восточная, близ Кучана), но он как поздние, не повлияли на композицию ма золея в Ургенче !5.

Однако нельзя сказать, что мавзолей х резмшаха повторяет какое-либо конкретно сооружение. Композиция башенных мавзолее высокий объем, квадратный, круглый, мног гранный в плане охватывается поверху по: сом надписи и завершается пирамидальным или коническим шатром. Цилиндрическая башня остается гладкой или ее поверхность членится ребрами или гофрами. Кладка обыкновенная или с выкладкой орнаментов, или с вставками фигурных кирпичиков, а в последующем и цветных. Шатры некоторых башен поддерживаются сталактитовыми карнизами.

Все эти мавзолеи, какой бы ни была их высота, не имеют внутри ярусов или поперечных членений. Эти мавзолеи имеют значительную высоту, например Мумине-хатун — 25 м, Гум- беде Кабуд — 51 м, и оправдывают свое название башенных мавзолеев. В отличие от них мавзолей Текеша имеет обычную структуру среднеазиатского здания этого времени. На четверике поставлены 8-гранный и выше 16- гранный барабаны, поддерживающие купол.

Подкупольный барабан снаружи имеет цилиндрическое очертание с выступающими ребрами.

Этот высокий барабан и конический шатер над ним и напоминают о башенных мавзолеях.

Ни один из них не поставлен на такой мощный четверик, как мавзолей Текеша. И даже ребристый барабан не повторяет какого-либо башенного мавзолея. Ребра барабана вместе со сталактитами между ними поддерживают пояс под шатром. Сочетание ребер и сталактитов не встречается на башенных мавзолеях. Сталактиты на гранях Мумине-хатун или Гумбеде Кабуд перекрывают ниши, которых нет на барабане Текеша (он круглый, а названные мавзолеи имеют грани, в которых было удобно выложить ниши).

Мавзолей Текеша создавался не как башенное сооружение. Только его величавый облик высоким барабаном и шатром напоминает о нем.


От: Boris




45 просмотров

Похожие темы


----------------------------

- Скрыть комментарии (0)


Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.