¬верх ¬низ

Условия использования сайта

Опубликовано: 23 Август 2017 05:17:44

ОРДЕР В НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА В. Л. ВОРОНИНА

 

1.

ОРДЕР В НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА В. Л. ВОРОНИНА


2.
ОРДЕР В НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА В. Л. ВОРОНИНА


3.
ОРДЕР В НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА В. Л. ВОРОНИНА


4.
ОРДЕР В НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА В. Л. ВОРОНИНА


5.
ОРДЕР В НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА В. Л. ВОРОНИНА


6.
ОРДЕР В НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА В. Л. ВОРОНИНА


7.
ОРДЕР В НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА В. Л. ВОРОНИНА


8.
ОРДЕР В НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА В. Л. ВОРОНИНА


9.
ОРДЕР В НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА В. Л. ВОРОНИНА


10.
ОРДЕР В НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА В. Л. ВОРОНИНА


11.
ОРДЕР В НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА В. Л. ВОРОНИНА

ОРДЕР В НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА В. Л. ВОРОНИНА Деревянная колонна — одна из основных частей народной архитектуры Средней Азии.

В жилище, мечетях и других постройках колонна несет функции первостепенной важности как конструктивный, организующий, декоративный элемент. Деревянный ордер Средней Азии, его структура и формы, семантика и пропорции уже рассматривались в литературе1.

Предлагаемая краткая статья посвящается формам ордера на территории одной из республик — Таджикистана.

Деревянный ордер в Таджикистане заслуживает внимания уже потому, что здесь найдены самые ранние его образцы первой четверти VIII в. (древний Пенджикент). В горах Таджикистана созданы уникальные произведения IX—XIV вв. (долины Зеравшана и Исфары).

Наконец, в Таджикистане сохранились до последних дней самобытные строительные традиции.

Средневековые памятники освещены в ряде публикаций2 и не войдут в предлагаемый обзор, охватывающий два последних столетия.

К этому времени относятся уцелевшие произведения массового народного строительства с его недолговечными сооружениями и многообразием форм. И, хотя в очерках народной архитектуры того или иного района Таджикской ССР всегда отведено место ордеру 3, представляется целесообразным объединить существующие сведения, с тем чтобы дать общее

 Формы и детали деревянного ордера Средней Азии. Вопросы теории, вып. 2, Гос- стройиздат, М., 1958. 2 В. Л. В о р о н и н а . Резное дерево Зеравшаиской долины. Материалы и исследования по археологии СССР, выи. 15, М. — Л., 1950; ее же, Архитектурный орнамент древнего Пенджикента. Скульптура и живопись древнего Пенджикента, М., 1959; и др.

Народная архитектура северного Таджикистана, М., 1959, стр. 44—47; ее же, Заметки по народному зодчеству таджиков бассейна Зеравшана, «Советская этнография», 1953, № 3; и др.

понятие об ордере, составить классификацию локальных форм и пополнить опубликованные материалы.

Территория Таджикистана расчленена горами на районы, историческое развитие которых шло различными путями и где ясно выражены особенности народного творчества. Соответственно и формы ордера видоизменяются.

Различна даже терминология. Колонна сутун или сутум имеет ряд деталей, которые именуются по-разному, за исключением разве лишь куза или кузаги, т. е. «кувшинчика», как называется шаровидное основание ствола. Эту деталь можно считать базой, хотя обычно она ставится на постамент. Колонна, вырезанная из цельного дерева, соединяется шипом с венчающей подбалкой. Для них употребляются разные породы дерева, в том числе плодовые (груша, абрикос).

Ордер равнинной части северного Таджикистана (западные районы Ферганской долины) по формам близок утвердившемуся на территории Узбекистана. Квадратная пята постамента курса сводится пирамидками пошно к восьмигранному объему с вогнутым перехватом мионбанд (рис. 1). Верхний поперечник курси меньше нижнего. Суживающийся вверх круглый или граненый ствол начинается шаром кузаги, на который опускаются фестоны в форме мадохиль — так называется рисунок в виде листа или тюльпана, очерчивающий одну и ту же фигуру в прямом и обратном положении.

Кузаги с фестонами является характерной деталью колонны в Средней Азии. Но в Ленинабаде (прежде Ходжент) встречаются кувшинообразные базы, которые ставятся без постамента непосредственно па пол (см.рис. ,Г). Число фестонов при этом увеличивалось иногда до десяти, что составляет местную особенность ордера. Фестоны украшены резным узором или, наоборот, упрощены до прямолинейных контуров.

Ствол авзаль иногда отделан продольш валиками пильта—в таком случае они п( ходят и на кувшиновидную базу (см. рис. 1, но лишь в исключительных случаях пок резным орнаментом (таковы две передние колонны айвана соборной мечети Ходжента, ныне помещается музей). При наличии ва ков они завершаются по концам двумя яр} ми фестонов. Расширенная кверху капит порей чаще всего огранена в два-три яр с разным углом наклона к вертикали. Ка тель угловых колонн портика — айвана ино имеет квадратное сечение. Сталактитовые пители выполнялись главным образом для четей Ходжента и Ура-Тюбе. Консоли вырезались по типу мадохиль. В последние десятилетия они нередко заменяются ажурным уголк соединяющим стойку или отесанную на че ре грани вершину колонны с прогоном — ким способом упраздняется также и капителей В Ура-Тюбе наблюдается особый тип карн с кронштейнами, разветвленными на кон параллельно архитраву ( р и с . 1 , Д ) .

В долинах Туркестанского хребта со? пились архаические формы колонн без noi мента и базы; на ребре граненых или ке ратных в плане капителей вынуты разнооб{ ные зубцы и луночки; при этом грани деля на ярусы (их по высоте четыре), смещен в плане под углом относительно друг др; Так можно вкратце охарактеризовать ко/ ны мечетей в селении Ворух Исфаринск района4.

Аналогии северотаджикистанскому орд следует искать прежде всего в соседних t онах Ферганы. Много сходных детале! колоннах Коканда и Маргелана. В Коке колонны оформлялись базой в форме куви чика, валиками, квадратной капителью; Маргелана достаточно типичны граненые лонны без постамента и базы, а также кг тели с переменным углом наклона rpai Плавные линии их силуэта насчитывают м говековую традицию — такова капитель уг вой колонны усыпальницы в селении Чо{ Редкий уратюбинский вариант кронштей 4 В. Л. В о р о н и н а . Резное дерево в до.' Исфары. АН, № 18, М., 1969, рис. 5.

1. Северный Таджикистан А — колонна мечети Дарвазаи Боло в Ура-Тюбе, 1896 г. (н« ния частей: а — курси, б — пошно, в — мионбанд, г — шапс г? — кузаги, в — авзаль, ж — порей, и — мадохиль; к — пил Б — деталь капители мечети Дарвазаи Боло; В — капитель лонны Сари-Мазар в Ворухе; /" — база колонны в Ленннаб Д —карниз мечети Бобо-Таго в Ура-Тюбе Ордер в народной архитектуре Таджикистана 185 с поперечным ответвлением нашел применение и в Намангане. Можно допустить, что эта необычная разновидность подсказана конструкцией карнизов «доугун» китайской архитектуры со сложной системой кронштейнов.

Формы ордера в селении Ворух, приютившемся среди складок Туркестанского хребта, на его северных склонах, образуют промежуточное звено между ферганскими и зерав- шанскими. К этому есть предпосылки. До арабского завоевания, как и теперь, верховья Зеравшана составляли в административном отношении единое целое с западной Ферганой (древняя Уструшана). Независимо от этого население соседних долин всегда сообщалось через горные перевалы.

В горных селениях по р. Зеравшану и его притокам до последнего времени сохранились архаичные методы строительства. В суровых условиях высокогорья колонна являлась нередко единственным украшением дома, мечети, почитаемой гробницы-мазара. По многовековой традиции, колонну вытесывали комлем вверх (как в урмитанской колонне) и с капителью квадратного сечения (колонны Ур- митана, Р а р з а ) . Пропорции капители удлиненные, поперечник по высоте мало или совсем не меняется, украшением являются фигурные засечки в несколько ярусов на углах, пояски кружков и зубчиков (рис. 2). Граненый ствол обычно лишен базы. Консоли простых очертаний кончаются небольшим завитком. Сложились здесь и более нарядные формы, как вариант карниза с аппликацией из прорезных в тонкой дощечке фестончатых арочек, разделенных кронштейнами, повторяющими в профиле контур полуарки. Примеры такого карниза в постройках середины прошлого столетия и последних лет можно указать в селениях Рарз и Зосун 5.

Историческую преемственность форм убедительно подтверждает колонна из кишлака Пасруд, найденная А. Мухтаровым и ныне хранящаяся в пенджикентском Музее им. Рудаки (см. рис. 2). Колонна и подбалка лежали раздельно на айване мазара Мавлоно Шамсуддина, недавно перед тем перестроенного.

Нельзя принять точку зрения Мухтаро- ва, что подбалка принадлежала другой колонн е — по характеру орнамента обе части составляют вместе целостную композицию 15.

Подбалка намного длиннее самой колонны (1,76 и 1,36 м), но именно такое соотношение обычно для опор местных мазаров, в большинстве представляющих собой низкий одно- столпный айван. Контуры четырехступенчатой подбалки неправильны, длина и высота ступеней с двух сторон не совпадают. Наибольшее сечение подбалки 32X19 см, причем 6 Резьба по дереву в долине Зеравшана, М., 1966, стр. 9, рис. 22 и др.

5 Обмер см. в статье автора «Формы и детали деревянного ордера Средней Азии», рис. 15.

2. Бассейн Зеравшана а — колонна из с. Пасруд; б, в — ее детали, г нители в долине Зеравшана вид консоли снизу; Э — варианты ка- 186 В. Л. В о р о н и н а верхняя полка шириной 22 см образует небольшие свесы. Спереди и снизу подбалка украшена резным орнаментом, но тыльная поверхность его лишена. Квадратная в сечении капитель и верхняя часть ствола покрыты резьбой со всех сторон. Грани капители разрезают четыре арочки, окаймленные стянутой к ее верхним углам гладкой лентой. В целом формы и орнамент колонны непривычны для глаза.

Узор нанесен мягким неглубоким контуром.

На фасадной плоскости подбалки — это рисунок в виде кувшинчика и кругов, на верхней полке — бордюр «сердечек», внизу — каплевидные фигуры и вертикальные штрихи.

Капитель украшают круги и розетки, ствол — сердцевидные фигуры с пальметтой внутри и кружочки с точкой в центре. Орнамент размечен очень небрежно — на подбалке рисунки сбиты вправо, на стволе — влево от оси.

Формы и орнамент не оставляют сомнений в том, что мастер в меру своих возможностей руководствовался образцами далекого прошлого.

Квадратная капитель с ленточным контуром арочки на каждой грани повторяет 3. Долина Зеравшана : — колонна мазара Хазрети-Мнр в Искодаре; б — капитель соборной мечети Зосупа черты урмитанской колонны, ступенчатый силуэт подбалки навеян формами колонны в Рарзе или ей подобных. По концам второй сверху ступени вырезаны три выступа, отдаленно напоминающие «бычков» на оббурданс- ких консолях. В орнаменте тоже заметны черты архаизма — сердечки, пальметты; кружочки с точкой посередине воспроизводят характерный узор костяных изделий из древнего Пенджикента7. Мотив «кувшинчиков» подбалки распространен в настенном декоре жилых домов прошлого и текущего столет и й — изображается ажурной прорезью в стуковых экранах ниш, стуковых рельефах и росписях с букетом цветов, наконец, он прочно вошел составной частью колонны в виде кузаги, символизируя идею плодородия.

Но старые традиции в формах и орнаменте колонны из Пасруда сильно ослаблены: между прототипом и воспроизведением, выполненным неуверенной рукой, прошли столетия.

Колонна едва ли старше XVIII в. Любопытно, что короткий, слегка расширенный кверху ствол колонны, внизу круглый, под капителью сводится к четырем граням. В этом отношении колонна из Пасруда не составляет исключения — в искодарском мазаре Хазре- ти-Мир поперечник опоры квадратный с округлением углов (ширина ее по всей высоте одинакова). Несмотря на квадратное сечение, ствол колонны витой. Капитель украшена типичными рубчатыми засечками па углах и незатейливым узором (рис. 3).

В капителях некоторых колонн XX в. декор усложняется — в обработку углов и шейки вводятся ребра криволинейного профиля (см. рис. 3, б).

Особенно самобытны формы ордера на юге Таджикской ССР, в глухих и труднодоступных до Октябрьской революции районах, где традиции в искусстве долго удерживались нетронутыми.

В Кулябе и соседних районах создан особый ордер, не похожий на все известное в Средней Азии и за рубежом. Прямолинейный силуэт колонны заметно суживается кверху, капитель повторяет форму базы. В основу композиции положен куб, но грани его имеют очертания обращенных па четыре стороны кругов, а углы срезаны; тем же способом округлены верх четырехгранного постамента и низ такого же импоста. Концы ствола, всегда 7 См. Материалы и исследования но археологии СССР, вып. 15, табл. 16, 17, 52 и др.

Ордер в народной архитектуре Таджикистана 187 4. Кулябский район а, 6 — колонны мечети Азимбая в Кулябе; в — колонна мечети при мавзолее Мира Хамадони в Кулябе, ее детали; г — колонна жилого дома в Кулябе; д — капитель колонны в Муминабаде, орнамент поясков четырехгранные, могут быть тоже закруглены, но посередине он чаще окантован на восемь граней, сбегающих к углам ступеньками, или же плавным срезом. Все эти части разделены квадратными полками с мелкими луночками вдоль краев или валиками.

К этому типу принадлежали колонны по крайней мере двух мечетей Куляба. В восточной части города находится мавзолей Мира Хамадони, построенный, согласно преданию, пятьсот лет назад. В ограде двора стояла квадратная сырцовая мечеть XIX, а может быть и XVIII в. Единственная колонна мечети представляла собой классический образец местных форм и к тому же была своеобразно орнаментирована желобчатой резьбой (рис. 4). Грани базы и капители заполняли розетки (в том числе вихревые), луночки, ромбические углубления, такой же врезанной фигурой были отмечены сверху две стороны четырехгранного, с кантами по ребру ствола, а его основание, как и дуга капители, подчеркнута серповидными желобками. На гранях импоста собирались пирамидкой четырех- 188 В. Л. В о р о н и н а конечные звездочки. Нижняя разделительная полка вырезана по краям ступенчатыми зубчиками.

Крестовину украшали витки, по три на каждой консоли. Чтобы не ослаблять сечения консолей, разрезы спиралей были не сквозные, а имитировались глубокими желобками.

Темное дерево колонны и консолей было как-будто пропитано каким-то составом.

У колонн мечети Азимбая середины XIX в.

формы несколько варьируют: у одной отсутствует кубическая база, а восьмигранное сечение красивой лесенкой переводится в квадратное, у другой — шестнадцатигранный ствол (см. рис. 4). Но все эти черты характерны для местного стиля — такие колонны сохранились до сих пор в других мечетях Кулябского района.

Колонна того же типа, но круглая (видимо, уже XX в.), принадлежала одной из мечетей Муминабада8. Как правило, колонны лишены орнамента, редко на полке или вдоль ребра вырезан примитивный геометрический узор.

В долине Мингоу резались подстать колоннам консоли с кружками и кубами, солярными кругами и геометрическими поясками занджира. Хранящаяся в Институте истории им. Ахмада Дониша подбалка достигает в размахе 3 м привлекают внимание ее объемные конусовидные элементы с рубчатым и вихревым рельефом, характерные четырехконечные звездочки и ложечки по краю разделительных поясков (рис. 5). Такие консоли составляли, вероятно, особенность ордера в 8 В статье использованы материалы, собранные автором в 1952 г. Мечеть при мавзолее Мира Хамадони была в тот год перестроена, и старая колонна лежала во дворе, расколотая на две части. Мечеть Азимбая была снесена, и две ее колонны использованы в качестве столбов для ворот кулябского Горкомхоза, третья перевезена в Музей истории Таджикской ССР; другие колонны и консоли этой мечети не сохранились. Упомянутая муминабадская колонна тоже принадлежала разрушенной мечети.

уединенной долине Мингоу — по крайней мере в других районах юга они не встречаются.

На Мингоу распространены и консоли с завитками 9.

Геометризованный тип колонн не был единственным на юге Таджикистана. Не менее распространен другой тип. В противоположность угловатости и плоскостности форм первого типа детали второго типа объемны и отличаются плавной криволинейной конфигурацией: база в виде многогранного кувшинчика, граненый или с каннелюрами ствол закруглен по концам и венчается сплюснутым граненым тором наподобие круглой дыньки, над ним импост квадратного сечения со слабоуглубленным полукруглым ложчатым рельефом или фестончатой арочкой у основания граней. Разделительные полки и валики здесь есть тоже.

Неясно, был ли изначальным четырехгранный постамент с легким прогибом и едва намеченным кантом вдоль ребер. Его поперечник вверху и снизу одинаков, посередине — уменьшается. Серповидное завершение граней подсказывает, что этот постамент мог появиться в результате модернизации форм первого типа. Валики вдоль ствола или фестончатая арочка импоста (см. рис. 4,6), в свою очередь, могли быть введены на рубеже XX в. Консоли с завитками в виде волн, спиралей, рожек остаются самой нарядной деталью местного ордера в обеих его разновидностях.

Иногда симметричное сочетание расходящихся волют с глазком посередине образует силуэт раскрытого цветка.

Второй тип колонны не так оригинален, как первый. База-кувшинчик наблюдается в Афганистане.

9 Рисунки колонн и подбалок из долины Мингоу опубликованы А. К. Писарчик в ст. «О народном прикладном искусстве Таджикистана», сб. Искусство таджикского народа, Сталинабад, I960, рис. 11, Ордер в народной архитектуре Таджикистана 189 В XX в. традиции смешиваются, утрачена четкость линий, возникают варианты старых форм. Ствол колонн, восьми- и шестнадцатигранный или по-прежнему квадратного сечения с окантовкой ребер, всегда поднят на постамент описанного типа. В качестве базы и капители широко употребляется «дынька», разделительные валики собираются стопками по нескольку штук, а грани импоста оформляются прямоугольной рамкой. В силуэт консолей вводятся разнообразные фигуры — круги и полукружия, поперечные валики и фестоны, зубцы, даже кресты. Все эти черты видны на примере колонн мечети Хазрети Шо в Лян- гаре (рис. 6). В районе Муминабада разделительные валики заменяются квадратными в плане парными ребрами со срезанными, во избежание скалывания, углами.

Своеобразие кулябского ордера распространяется на венчающие части. Конструкция антаблемента здесь также решается во многом по-своему. Концы прогонов не маскируются, а врезаются меж двух брусьев антаблемента, и торец его виден на фасаде. Врубленные в полдерева по углам айвана встречные концы фасадных прогонов не срезаны и выступают крестом. Кровля нередко двускатная камышовая, причем остается открытое чердачное пространство, а концы стропил ложатся на столбики, укрепленные глиной в виде ряда бугорков. Такова была, например, мечеть Чармгар в Кулябе. Фасад небольших кишлачных мечетей затенен портиком на трех колоннах, несущих открытый щипец двускатной кровли, укрепленный примитивной фермой с подкосами.

С этой стороны любопытна ляигарская мечеть, где можно отметить некоторые особенности устройства карниза и покрытия.

В квадратах потолка, где балки лежат параллельно архитраву, концы кронштейнов врубаются в соседнюю с ним балку, поэтому внешний пролет балок делится на кессоны.

Угловой свес карниза опирается на консоль, положенную по диагонали.

В современных жилых домах употребляются в большинстве круглые столбы даже без консолей. Да и прежде колонны ставились редко и формы их упрощались (см. рис. 4).

В Гиссарской долине сочетались традиции юга и севера. В 1952 г. в Душанбе ремонтировалась мечеть, где были сохранены колонны XIX в. (впоследствии эта мечеть была снесена). Формы ее колонн соединяли черты южного и северного ордера (см. рис. 6). С 6. Колонны мечетей Лянгара (Л) и Душанбе (Б, В).

Подбалки мечети в Лянгаре (Г). (Названия частей: а—поя, б — куза, в — кифт, г — пулак) 190 В. Л. В о р о н и н а южным ордером их связывали квадратное сечение постамента, кувшиновидная база10, опояски в виде валиков, четырехгранная со срезами по углам капитель. Влияние ферганской школы выразилось в восьмигранных постаментах, продольных валиках с фестончатой перемычкой на концах, граненых, расширенных кверху капителях с украшением в виде фестончатых арочек и профилировке консолей в форме мадохиля.

У работавших в мечети мастеров записаны следующие термины: постамент — поя, кувшинчик — куза, капитель — кифт, подбалк а — боша, прогон — юх, консоли — босма: 10 Куза душанбинской мечети были круглые.

М. А. Рузиев приводит фотографию колонны с граненым кувшинчиком в кишлаке Чиртак Регарского района (южнее Душанбе). См. М. А. Рузиев. Художественные особенности таджикских деревянных колонн конца XIX — начала XX вв. Изв. АН Тадж. ССР, Отделение общественных наук, вып. 2 (52), Душанбе, 1968, рис. 2.

Средняя вогнутая часть постамента называется чоррах (четырехгранная) или хашрах (восьмигранная). Продольные валики ствол а — пулак, поперечные рубчатые пояски названия не имеют.

Между южными и восточными районами республики лежит область гор и предгорий Каратегин. Южнее Дарвазского хребта, за крутой излучиной Пянджа, начинается обширная страна с долинами на высоте до 2000 м и более над уровнем моря. Дарваз образует преддверие Западного Памира.

Ордер Каратегина и Дарваза в стилистическом отношении соединяет черты кулябского и памирского с добавлением северных форм: встречаются гладкие круглые куза и геометризованные граненые варианты, кое- где намечаются кубовидные капители, очертания консолей иногда напоминают куляб- ские11. Колонна, принадлежавшая соборной мечети Калаи-Хумба, хранится ныне в Институте истории в Душанбе (рис. 7). Возраст ее достигает 150 — 200 лет, а резал ее, по словам старожилов, мастер из афганского Бадахша- на12. На сгнившей базе намечаются следы облекавших ее листьев (шести?). Шестнадцать граней ствола обработаны мелкими косыми рубчиками, на каждом ребре меняющими направление. Пара широких валиков отделяет четырехгранную капитель со срезанными углами, украшенную полоской геометрического бордюра занджира и солярным знаком — форма, типичная для Памира. Подбалка с любопытными округлыми зубцами принадлежала другой постройке.

До сих пор речь шла, за редкими исключениями, о колоннах мечетей, которым отдавали свой талант и навыки строители. В жилище колонны играли, в общем, второстепенную роль — внутри дома опоры ставились почти исключительно в горных долинах. Но в домах Памира и Припамирья колонны получили особое конструктивное значение как опора тяжелой кровли с бревенчатым куполом, кроме того, они наделены идейным содержанием.

Опоры дома различаются по своему положению в плане и носят различное название.

Вдоль стен квадратной постройки тянутся глиняные лежанки, оставляя небольшое сво-- бодное пространство в центре. По краям лежанок размещены колонны. В Дарвазе и 7. Западный Памир и Дарваз А — колонна нз с. Шо-Дашт близ Хорога; Б — колонна из с. Ka- лаи-Хумб; детали 11 А. К. Писарчик приводит описание и рисунки колонн в книге «Таджики Каратегина и Дарваза», Душанбе, 1970, стр. 95—98, рис. 56—60. 12 Там же, стр. 96.

Ордер в народной архитектуре Таджикистана 191 долине Ванча их обычно три: проход обрамляют сутуми-саломга (столбы приветствия), против двери поднимается главная опора ша- сутум (царский столб). Эта колонна-символ как бы охраняет покой семьи, с нею связаны почитание и некоторые обряды.

В долине Ванча ша-сутум величаво осеняет помещение раскинутыми до трех метров консолями овашк прихотливого рисунка. Ее четырехгранный ствол с кантами на ребрах суживается вверх, где канты обрываются легким закруглением, указывающим границы капители пушны квадратного сечения. Иногда ее уголки опускаются вниз наподобие капельников.

Жилище Памира и Припамирья было курным, и густая копоть мешала применению резного орнамента. Но на колоннах одностолпных гостиных кушхона и фасадных портиков, даже в амбарчиках, иногда выполнялся несложный желобчатый узор с геометрическими мотивами и солярными знаками.

Жители Западного Памира, за исключением долины Ванча, были исмаилитами и не строили мечетей. Будучи единственным объектом внимания мастеров, колонны домов, казалось, должны быть более изысканны по формам. Однако это не так. В жилище Бар- танга и вышележащих районов число опор увеличивается: четыре колонны стоят по углам центрального пространства, пятая выделяет расположенный с краю вход. Название ша-сутум присвоено колонне справа против входа, но она ничем не отличается от прочих, представляя собою равномерной толщины квадратный столб с кантами по ребру, без базы, капители и консолей. Эти детали появляются в предшествующем зимнему помещению просторном летнем долуне или дарго, а также в наружном портике. Формы .их обычно схематизированы. Колонны фасадных портиков иногда венчает неразрезная подбалка, образующая фестончатую оборку. Детали па- мирских подбалок наподобие цветка и расходящихся рожек роднят их с формами ордера кулябской группы районов 13.

Из селения Шо-Дашт близ Хорога вывезена в Институт истории им. А. Дониша оригинальная колонна (см. рис. 7). Капитель и шейка с широкими валиками выполнены в 13 Данные о памирском ордере имеются в статье автора «Жилище Ванча и Язгулема», сб. Архитектура республик Средней Азии, М, 1951 и в кн. М. С. Андреева «Таджики долины Хуф», т. 2, Сталинабад, 1956 (глава «Жилище», написанная А. К. Писарчик).

дарвазской манере, остальные детали отступают от всяких норм. Основание круглого ствола охватывают четыре лепестка в виде дуг, отделяющихся от тела колонны. Острия лепестков опять смыкаются со стволом на разных уровнях — одна пара выше другой на 3 см.

* * * В целом деревянный ордер Таджикистана (как и школы народной архитектуры вообще) можно разбить по формам на две группы — северную и южную. Первая распадается на типы ферганский и зеравшанский, вторая разделяется на два основных варианта — памирский и кулябский. Гиссарская группа, где синтезированы черты северного и южного типов, является промежуточной.

Каждый из типов ордера имеет собственную длительную традицию. Вместе с тем нельзя не заметить некоторых особенностей, объединяющих все или почти все школы. Так, по всему югу распространены четырехгранные с окантовкой ребер опоры; основной для Памира, этот тип достаточно характерен и для Куляба. Куза в основном имеет натуральный вид кувшина, причем листья-мадохили, почти неизбежные в ордере Узбекистана, отсутствуют.

Действительно, шаровидный куза с листьями можно встретить главным образом в Ле- нинабаде и Ура-Тюбе; в долине Зеравшана и на Памире эта деталь, как и постамент, в большинстве случаев вообще опускается. Общеприняты четырехгранные капитель или импост.

Наконец, для всех районов юга характерны раскидистые подбалки прихотливого рисунка.

Мастера бережно хранили старые традиции.

Это видно уже на примере колонны из Пасруда. Оригинальные черты рарзской колонны XIV в. точно повторяются в одной из мечетей того же села и нашли отражение даже в долине Мингоу| 4 . Но рисунок ордера постоянно в процессе созидания — неистощимая фантазия зодчих — порождает неожиданные сочетания деталей и бесконечное разнообразие форм.

* * * Обмеры и рисунки выполнены автором.

14 См. Материалы по истории и археологии СССР, вып. 15, табл. 10 и рис. 11 в статье А. К. Писарчик «О народном прикладном искусстве Таджикистана».



От: Boris,   -


п»ї

- Скрыть комментарии (0)

UP


Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



Условия использования сайта

вставка кода всплывахи "Всё понимаю и принимаю!" -->