¬верх ¬низ

Условия использования сайта

Опубликовано: 3 Февраль 2018 06:49:56

Поднять технический уровень культурно-бытового строительства в Москве



М. Е. НИКОНОВ

Начальник управления «Москультстрой» Исполкома Московского Совета, лауреат Сталинской премии.

Наряду с огромным жилищным строительством, в Москве в соответствии с Генеральным планом ежегодно вводится в эксплуатацию значительное количество зданий культурно-бытового назначения. Только строительные организации управления «Москультстрой» построили в 1952 г. 13 школьных зданий на 12 тыс. учащихся, закончили сооружение ряда крупных, отлично оборудованных лечебных корпусов, в том числе при больницах: Четвертая Градская и «Соколиная Гора». Сданы также новые здания детских садов и яслей.

В нынешнем году объем культурно-бытового строительства в столице значительно увеличивается. Строительные организации «Москультстроя» должны соорудить здания 22 школ общим объемом в 370 тыс м3, 10 лечебных корпусов, 2 здания для высших учебных заведений, кинотеатр и немало других объектов.

Выполнить столь большую программу, лишь прибегнув к увеличению числа строительных рабочих, разумеется, невозможно. Да это было бы и неправильно. Главное внимание должно быть направлено на всемерное внедрение поточно-скоростных методов работ, осуществление сборности, индустриализацию строительства.

Мы, несомненно, имеем все возможности, значительно повысить темпы строительства, улучшить его качество, снизить стоимость. Но в истекшем году они были использованы далеко не полностью. Культурно-бытовое строительство еще во многом отстает в смысле организации и технической оснащенности от жилищного строительства Москвы. Оно еще не достигло того высокого уровня, который обеспечивается современной, отечественной строительной техникой. В этом повинны, прежде всего, работники управления «Москультстрой». Однако значительная доля вины ложится и на проектные организации, в частности, на институт «Моспроект».

Строительство школ в минувшем году осуществлялось по проектам, содержащим серьезные недостатки. В чем они заключаются? Начать хотя бы с того, что проекты часто предусматривают применение устаревших строительных конструкций. Это влечет за собой излишние трудовые затраты и, как следствие, — снижение темпов и удорожание строительства.

Разве не прямым укором проектным организациям служит тот факт, что на возведенных нами в 1952 г. объектах удельный вес сборных индустриальных конструкций не превышал 30%? А в то же время на многих объектах жилищного строительства он составлял 60 — 70%.

Можно привести немало примеров прямого отступления в проектах школ и больниц от требований современной техники. Почему, скажем, в них предусмотрено устройство перекрытий из мелкоребристых железобетонных плит, при которых необходимо производить облицовку потолков сухой штукатуркой и засыпку шлаком? Ведь мы имеем, полную возможность применять крупноразмерные плиты заводского изготовления с офактуренной поверхностью и звукоизоляционным слоем.

В жилищном строительстве Москвы находят все более широкое применение сборные лестничные марши и лестничные площадки с готовыми полами и офактуренной поверхностью. А вот в школах проектанты по старинке закладывают лестничные ступени по металлическим косоурам и предусматривают лестничные площадки из мелких железобетонных сборных плит.

До сих пор здания школ, в соответствии с проектами, возводились на бутовых фундаментах, вместо вполне оправдавших себя сборных фундаментов из железобетонных блоков. В зимних условиях бутовые ленточные фундаменты приходится выкладывать методом замораживания и лишь при температуре воздуха не ниже минус 15° Ц. При более низкой температуре создается опасность промерзания кладки над траншеей. Нетрудно поэтому понять, почему нас не могут удовлетворить бутовые фундаменты. Мы за сборные фундаменты из железобетонных блоков. Они позволяют сократить трудовые затраты, ускорить строительный процесс и в то же время уменьшить перевозки примерно на 30% а. это и должны в последующем учитывать проектировщики.

В школьном и больничном строительстве до сих пор не нашли применения и такие прогрессивные конструкции, как
стеновые панели с вмонтированными в них водопроводными и канализационными трубами. На фасадах зданий устанавливались, согласно проектам, железобетонные детали, вместо легких, красивых и более дешевых керамических облицовок.

Только теперь, после решения Исполкома Моссовета, в проекты школьных зданий, намеченных к строительству в 1953 г., предполагается внести изменения, соответствующие требованиям передовой строительной техники. Работы в этой области уже начались, но надо оказать, что и сейчас еще имеется немало случаев, когда техническая документация разрабатывается без учета продукции Московского и Люберецкого заводов крупноразмерных железобетонных изделий. А ведь применение изделий этих гигантов строительной индустрии позволит широко осуществлять индустриальные методы работ, намного ускорит темпы, повысит качество культурно-бытового строительства.

Принципиально новым в нашей практике явится сооружение в нынешнем году школьных зданий из крупных блоков, производство которых, в соответствии с директивами XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану, должно резко возрасти. Исполком Московского Совета обязал Архитектурно-планировочное управление спроектировать здания трех школ из крупных шлакобетонных стеновых блоков. Однако Специальное архитектурно-конструкторское бюро только в конце декабря 1952 г. выпустило необходимую проектную документацию, что задержало организацию производства блоков.

Как известно, устройство вводов наружных коммуникаций — канализации, водопровода, газа и электроснабжения — должно осуществляться на первом этапе строительства, когда производятся земляные работы и кладка фундамента. Но эту азбучную истину строительной технологии проектировщики часто забывают. Вот примеры. Тресты управления «Москультстрой», ведущие строительство лечебных корпусов при Четвертой Градской и Ростокинской больницах, а также школьных зданий на Дубининской улице и в проектируемом проезде № 435, уже закончили здесь устройство фундаментов и приступили к укладке стен первых этажей, а проектной документации на наружные вводы коммуникаций все еще не имеют. Почему же не выполняется решение Исполкома Моссовета, обязывающее проектные организации своевременно выдавать такую документацию?

Помимо названного выше, «Москультстрой», в нынешнем году, обязан построить два школьных здания с плавательными бассейнами. Но и для этих нетиповых объектов разработка проектов чрезмерно задержалась.

В большом долгу перед строителями остаются проектировщики и в деле составления сметной документации. Она часто не свободна от ошибок, а порой содержит даже пропуски отдельных видов строительных работ. В типовой смете по школе, например, занижен объем кирпичной кладки стен, не предусмотрены металлоконструкции, необходимые для крепления карнизов, хотя для каждого школьного здания этих конструкций требуется около трех тонн. На 40% оказалась заниженной в сметах площадь подоконных досок. Не учтены такие строительные работы, как устройство сходов в подвалы, люков для выгрузки золы в котельных, наружных и внутренних ограждений окон в физкультурных залах и т. д.

Не меньшие погрешности содержат также сметы на строительство больничных корпусов.

К сожалению, отдел экспертизы проектов и смет Архитектурно-планировочного управления г. Москвы (начальник отдела т. Меделец) своевременно не обратил внимания на существенные недочеты, имеющиеся в проектной и сметной документации, не устранил их. Поэтому сметы и проекты долгое время оставались неисправленными.

Многих недостатков и прямых ошибок, допущенных в проектах и сметах, можно было легко избежать, если бы существовала более тесная связь между проектантами и строителями. Творческое содружество коллектива управления «Москультстрой» с коллективами института «Моспроект» и Специального архитектурно-конструкторского бюро должно быть всемерно укреплено. Постоянный контакт проектировщиков со строителями позволит предварительно обсуждать намечаемые в проектах основные архитектурные и конструктивные решения, принимать реальные проекты организации работ.

Нельзя не коснуться еще одного важного вопроса.

В директивах XIX съезда партии по пятой пятилетке предусмотрено приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе. Это, конечно, обязывает существенно изменить имеющиеся типовые проекты школьных зданий. Но, насколько нам известно, к разработке новых проектов пока никто не приступал. Больше того, судя по выступлениям представителей Министерства просвещения РСФСР и Академии педагогических наук на происходившем недавно совещании в Академии архитектуры СССР, еще нет единой точки зрения в отношении нового типа школьных зданий.

Вопрос о типе нового школьного здания должен быть незамедлительно решен. И хотелось бы, чтобы строители были привлечены как к разработке принципов школьного строительства, так и к созданию типовых проектов.

Должна подвергнуться существенным изменениям и наша строительная практика. В 1952 г., несмотря на наличие типовых проектов школьных и больничных зданий, мы еще не добились на строительных площадках объектной очередности строительных работ. Рытье котлованов и каменная кладка, как правило, производились на всех сооружаемых объектах почти одновременно. В результате в определенные периоды года ощущался недостаток рабочих отдельных профессий. Из-за этого нарушалась поточность строительства, не соблюдались производственные графики.

Фото. Новый корпус детского отделения Четвертой Градской больницы. Это одно из больничных зданий, построенных в 1952 г. строителями управления «Москультстрой» Исполкома Моссовета.

Фото Одно из 27 школьных зданий, построенных в 1952 г. в Москве, Оно сооружено на Гражданской улице строителями управления «Москультстрой» Исполкома Моссовета.

Все это явилось следствием как серьезных погрешностей в работе трестов «Москультстрой», так и того, что отвод участков под строительство производился с опозданием, а техническая документация поступала не во время. К началу года строители не могли подготовить необходимый задел. Надо добиться, чтобы в нынешнем году, по крайней мере, 50% общего числа объектов, переходящих на 1954 г., были обеспечены проектной документацией в первом полугодии. Для остальных строек она должна быть выпущена не позднее третьего квартала. Это поможет внедрению поточно-скоростных методов при строительстве школьных и больничных зданий, особенно при монтаже стен из крупных блоков.

Кстати, запроектированное в 1953 году крупноблочное строительство школ ставит перед строителями и проектировщиками ряд новых производственных задач, требующих как можно более быстрого решения. Речь идет не только об освоении технология этого прогрессивного вида строительства, но и о необходимости обеспечить наши площадки подъемными механизмами и специальным автотранспортом для доставки на места крупноразмерных стеновых блоков.

Строительные организации управления «Москультстрой» должны в 1953 г. сделать значительный шаг вперед по пути улучшения организации строительных работ, внедрения новой техники, максимальной механизации и индустриализации строительства.

Чтобы обеспечить выполнение повышенной программы, разработаны объектные производственные графики по всем школьным и больничным зданиям, которые нам предстоит строить. Они основаны на поточном методе работ, равномерном распределении и рациональном использовании рабочей силы в течение всего год.

Установлены также новые, сокращенные сроки строительства. Мы считаем, что для сооружения пятиэтажного здания школы или больничного корпуса достаточен пятимесячный срок, начиная с момента кладки первого этажа.

Повышение темпов строительства будет достигнуто, в частности, за счет внедрения сборности, широкого применения крупноразмерных,
железобетонных офактуренных плит междуэтажных перекрытий, цельных лестничных маршей, лестничных площадок, бетонных блоков для устройства фундаментов.

В 1953 г. на строительстве школьных и больничных зданий найдут широкое применение сухие методы отделки стен и потолков. Мокрый способ штукатурки останется лишь в подвальных этажах и в тех помещениях, где это нужно по особым условиям эксплуатации.

В целях усиления механизации строительных процессов мы будем, наряду с башенными кранами, применять также специальные подъемные механизмы, устанавливаемые на междуэтажных перекрытиях. Это даст возможность при производстве кирпичной кладки ликвидировать так называемые «мертвые зоны» и тем самым повысить темпы строительства.

Опыт показывает, что эксплуатация башенных кранов на строительных площадках, как правило, продолжается и тогда, когда фактически в них надобности уже нет, и вертикальная транспортировка может с успехом осуществляться менее мощными, подъемными механизмами. К тому же наличие уже ненужного башенного крана тормозит благоустройство территории строительства — мешают подкрановые пути.

Чтобы не задерживать демонтаж башенного крана после устройства крыши здания, отныне мы в период окончания строительства будем производить подачу материалов для отделочных и других работ при помощи специально установленных подъемников.

Для наших строительных площадок явится нововведением и намечаемая управлением, «Москультстрой» комплексная механизация всех растворных узлов, с установкой на них весовых дозаторов цемента и алебастра. Предполагается также устройство специальных металлических контейнеров для перевозки цемента. Кроме того, должно быть создано централизованное производство ряда отделочных материалов и изготовлена необходимая тара, в которой они будут доставляться на площадки.

Осуществление всех названных мероприятий позволит не только повысить темпы строительства и сократить его сроки, но и значительно уменьшить число квалифицированных рабочих, занятых на строительстве зданий школ и больниц.

Коллектив строителей управления «Москультстрой» приложит все усилия к тому, чтобы успешно выполнить программу культурно-бытового строительства в Москве, намеченную на 1953 г. Он рассчитывает, что в этом, ему помогут проектные организации Архитектурно-планировочного управления г. Москвы.

Фото для: Фото для: Фото для:

От: Boris,   -


п»ї

- Скрыть комментарии (0)

UP


Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



Условия использования сайта

вставка кода всплывахи "Всё понимаю и принимаю!" -->