¬верх ¬низ
ќпубликовано: 23 јвгуст 2017 05:17:44

ќ–ƒ≈– ¬ Ќј–ќƒЌќ… ј–’»“≈ “”–≈ “јƒ∆» »—“јЌј ¬. Ћ. ¬ќ–ќЌ»Ќј

 

1.

ќ–ƒ≈– ¬ Ќј–ќƒЌќ… ј–’»“≈ “”–≈ “јƒ∆» »—“јЌј ¬. Ћ. ¬ќ–ќЌ»Ќј


2.
ќ–ƒ≈– ¬ Ќј–ќƒЌќ… ј–’»“≈ “”–≈ “јƒ∆» »—“јЌј ¬. Ћ. ¬ќ–ќЌ»Ќј


3.
ќ–ƒ≈– ¬ Ќј–ќƒЌќ… ј–’»“≈ “”–≈ “јƒ∆» »—“јЌј ¬. Ћ. ¬ќ–ќЌ»Ќј


4.
ќ–ƒ≈– ¬ Ќј–ќƒЌќ… ј–’»“≈ “”–≈ “јƒ∆» »—“јЌј ¬. Ћ. ¬ќ–ќЌ»Ќј


5.
ќ–ƒ≈– ¬ Ќј–ќƒЌќ… ј–’»“≈ “”–≈ “јƒ∆» »—“јЌј ¬. Ћ. ¬ќ–ќЌ»Ќј


6.
ќ–ƒ≈– ¬ Ќј–ќƒЌќ… ј–’»“≈ “”–≈ “јƒ∆» »—“јЌј ¬. Ћ. ¬ќ–ќЌ»Ќј


7.
ќ–ƒ≈– ¬ Ќј–ќƒЌќ… ј–’»“≈ “”–≈ “јƒ∆» »—“јЌј ¬. Ћ. ¬ќ–ќЌ»Ќј


8.
ќ–ƒ≈– ¬ Ќј–ќƒЌќ… ј–’»“≈ “”–≈ “јƒ∆» »—“јЌј ¬. Ћ. ¬ќ–ќЌ»Ќј


9.
ќ–ƒ≈– ¬ Ќј–ќƒЌќ… ј–’»“≈ “”–≈ “јƒ∆» »—“јЌј ¬. Ћ. ¬ќ–ќЌ»Ќј


10.
ќ–ƒ≈– ¬ Ќј–ќƒЌќ… ј–’»“≈ “”–≈ “јƒ∆» »—“јЌј ¬. Ћ. ¬ќ–ќЌ»Ќј


11.
ќ–ƒ≈– ¬ Ќј–ќƒЌќ… ј–’»“≈ “”–≈ “јƒ∆» »—“јЌј ¬. Ћ. ¬ќ–ќЌ»Ќј

ќ–ƒ≈– ¬ Ќј–ќƒЌќ… ј–’»“≈ “”–≈ “јƒ∆» »—“јЌј ¬. Ћ. ¬ќ–ќЌ»Ќј ƒерев€нна€ колонна Ч одна из основных частей народной архитектуры —редней јзии.

¬ жилище, мечет€х и других постройках колонна несет функции первостепенной важности как конструктивный, организующий, декоративный элемент. ƒерев€нный ордер —редней јзии, его структура и формы, семантика и пропорции уже рассматривались в литературе1.

ѕредлагаема€ кратка€ стать€ посв€щаетс€ формам ордера на территории одной из республик Ч “аджикистана.

ƒерев€нный ордер в “аджикистане заслуживает внимани€ уже потому, что здесь найдены самые ранние его образцы первой четверти VIII в. (древний ѕенджикент). ¬ горах “аджикистана созданы уникальные произведени€ IXЧXIV вв. (долины «еравшана и »сфары).

Ќаконец, в “аджикистане сохранились до последних дней самобытные строительные традиции.

—редневековые пам€тники освещены в р€де публикаций2 и не войдут в предлагаемый обзор, охватывающий два последних столети€.

  этому времени относ€тс€ уцелевшие произведени€ массового народного строительства с его недолговечными сооружени€ми и многообразием форм. », хот€ в очерках народной архитектуры того или иного района “аджикской ——– всегда отведено место ордеру 3, представл€етс€ целесообразным объединить существующие сведени€, с тем чтобы дать общее

†‘ормы и детали дерев€нного ордера —редней јзии. ¬опросы теории, вып. 2, √ос- стройиздат, ћ., 1958. 2 ¬. Ћ. ¬ о р о н и н а . –езное дерево «еравшаиской долины. ћатериалы и исследовани€ по археологии ———–, выи. 15, ћ. Ч Ћ., 1950; ее же, јрхитектурный орнамент древнего ѕенджикента. —кульптура и живопись древнего ѕенджикента, ћ., 1959; и др.

Ќародна€ архитектура северного “аджикистана, ћ., 1959, стр. 44Ч47; ее же, «аметки по народному зодчеству таджиков бассейна «еравшана, Ђ—оветска€ этнографи€ї, 1953, є 3; и др.

пон€тие об ордере, составить классификацию локальных форм и пополнить опубликованные материалы.

“ерритори€ “аджикистана расчленена горами на районы, историческое развитие которых шло различными пут€ми и где €сно выражены особенности народного творчества. —оответственно и формы ордера видоизмен€ютс€.

–азлична даже терминологи€.  олонна сутун или сутум имеет р€д деталей, которые именуютс€ по-разному, за исключением разве лишь куза или кузаги, т. е. Ђкувшинчикаї, как называетс€ шаровидное основание ствола. Ёту деталь можно считать базой, хот€ обычно она ставитс€ на постамент.  олонна, вырезанна€ из цельного дерева, соедин€етс€ шипом с венчающей подбалкой. ƒл€ них употребл€ютс€ разные породы дерева, в том числе плодовые (груша, абрикос).

ќрдер равнинной части северного “аджикистана (западные районы ‘ерганской долины) по формам близок утвердившемус€ на территории ”збекистана.  вадратна€ п€та постамента курса сводитс€ пирамидками пошно к восьмигранному объему с вогнутым перехватом мионбанд (рис. 1). ¬ерхний поперечник курси меньше нижнего. —уживающийс€ вверх круглый или граненый ствол начинаетс€ шаром кузаги, на который опускаютс€ фестоны в форме мадохиль Ч так называетс€ рисунок в виде листа или тюльпана, очерчивающий одну и ту же фигуру в пр€мом и обратном положении.

 узаги с фестонами €вл€етс€ характерной деталью колонны в —редней јзии. Ќо в Ћенинабаде (прежде ’оджент) встречаютс€ кувшинообразные базы, которые став€тс€ без постамента непосредственно па пол (см.рис. ,√). „исло фестонов при этом увеличивалось иногда до дес€ти, что составл€ет местную особенность ордера. ‘естоны украшены резным узором или, наоборот, упрощены до пр€молинейных контуров.

—твол авзаль иногда отделан продольш валиками пильтаЧв таком случае они п( ход€т и на кувшиновидную базу (см. рис. 1, но лишь в исключительных случа€х пок резным орнаментом (таковы две передние колонны айвана соборной мечети ’оджента, ныне помещаетс€ музей). ѕри наличии ва ков они завершаютс€ по концам двум€ €р} ми фестонов. –асширенна€ кверху капит порей чаще всего огранена в два-три €р с разным углом наклона к вертикали.  а тель угловых колонн портика Ч айвана ино имеет квадратное сечение. —талактитовые пители выполн€лись главным образом дл€ четей ’оджента и ”ра-“юбе.  онсоли вырезались по типу мадохиль. ¬ последние дес€тилети€ они нередко замен€ютс€ ажурным уголк соедин€ющим стойку или отесанную на че ре грани вершину колонны с прогоном Ч ким способом упраздн€етс€ также и капителей ¬ ”ра-“юбе наблюдаетс€ особый тип карн с кронштейнами, разветвленными на кон параллельно архитраву ( р и с . 1 , ƒ ) .

¬ долинах “уркестанского хребта со? пились архаические формы колонн без noi мента и базы; на ребре граненых или ке ратных в плане капителей вынуты разнооб{ ные зубцы и луночки; при этом грани дел€ на €русы (их по высоте четыре), смещен в плане под углом относительно друг др; “ак можно вкратце охарактеризовать ко/ ны мечетей в селении ¬орух »сфаринск района4.

јналогии северотаджикистанскому орд следует искать прежде всего в соседних t онах ‘ерганы. ћного сходных детале! колоннах  оканда и ћаргелана. ¬  оке колонны оформл€лись базой в форме куви чика, валиками, квадратной капителью; ћаргелана достаточно типичны граненые лонны без постамента и базы, а также кг тели с переменным углом наклона rpai ѕлавные линии их силуэта насчитывают м говековую традицию Ч такова капитель уг вой колонны усыпальницы в селении „о{ –едкий уратюбинский вариант кронштей 4 ¬. Ћ. ¬ о р о н и н а . –езное дерево в до.' »сфары. јЌ, є 18, ћ., 1969, рис. 5.

1. —еверный “аджикистан ј Ч колонна мечети ƒарвазаи Ѕоло в ”ра-“юбе, 1896 г. (нЂ ни€ частей: а Ч курси, б Ч пошно, в Ч мионбанд, г Ч шапс г? Ч кузаги, в Ч авзаль, ж Ч порей, и Ч мадохиль; к Ч пил Ѕ Ч деталь капители мечети ƒарвазаи Ѕоло; ¬ Ч капитель лонны —ари-ћазар в ¬орухе; /" Ч база колонны в Ћенннаб ƒ Чкарниз мечети Ѕобо-“аго в ”ра-“юбе ќрдер в народной архитектуре “аджикистана 185 с поперечным ответвлением нашел применение и в Ќамангане. ћожно допустить, что эта необычна€ разновидность подсказана конструкцией карнизов Ђдоугунї китайской архитектуры со сложной системой кронштейнов.

‘ормы ордера в селении ¬орух, приютившемс€ среди складок “уркестанского хребта, на его северных склонах, образуют промежуточное звено между ферганскими и зерав- шанскими.   этому есть предпосылки. ƒо арабского завоевани€, как и теперь, верховь€ «еравшана составл€ли в административном отношении единое целое с западной ‘ерганой (древн€€ ”струшана). Ќезависимо от этого население соседних долин всегда сообщалось через горные перевалы.

¬ горных селени€х по р. «еравшану и его притокам до последнего времени сохранились архаичные методы строительства. ¬ суровых услови€х высокогорь€ колонна €вл€лась нередко единственным украшением дома, мечети, почитаемой гробницы-мазара. ѕо многовековой традиции, колонну вытесывали комлем вверх (как в урмитанской колонне) и с капителью квадратного сечени€ (колонны ”р- митана, – а р з а ) . ѕропорции капители удлиненные, поперечник по высоте мало или совсем не мен€етс€, украшением €вл€ютс€ фигурные засечки в несколько €русов на углах, по€ски кружков и зубчиков (рис. 2). √раненый ствол обычно лишен базы.  онсоли простых очертаний кончаютс€ небольшим завитком. —ложились здесь и более нар€дные формы, как вариант карниза с аппликацией из прорезных в тонкой дощечке фестончатых арочек, разделенных кронштейнами, повтор€ющими в профиле контур полуарки. ѕримеры такого карниза в постройках середины прошлого столети€ и последних лет можно указать в селени€х –арз и «осун 5.

»сторическую преемственность форм убедительно подтверждает колонна из кишлака ѕасруд, найденна€ ј. ћухтаровым и ныне хран€ща€с€ в пенджикентском ћузее им. –удаки (см. рис. 2).  олонна и подбалка лежали раздельно на айване мазара ћавлоно Ўамсуддина, недавно перед тем перестроенного.

Ќельз€ прин€ть точку зрени€ ћухтаро- ва, что подбалка принадлежала другой колонн е Ч по характеру орнамента обе части составл€ют вместе целостную композицию 15.

ѕодбалка намного длиннее самой колонны (1,76 и 1,36 м), но именно такое соотношение обычно дл€ опор местных мазаров, в большинстве представл€ющих собой низкий одно- столпный айван.  онтуры четырехступенчатой подбалки неправильны, длина и высота ступеней с двух сторон не совпадают. Ќаибольшее сечение подбалки 32X19 см, причем 6 –езьба по дереву в долине «еравшана, ћ., 1966, стр. 9, рис. 22 и др.

5 ќбмер см. в статье автора Ђ‘ормы и детали дерев€нного ордера —редней јзииї, рис. 15.

2. Ѕассейн «еравшана а Ч колонна из с. ѕасруд; б, в Ч ее детали, г нители в долине «еравшана вид консоли снизу; Ё Ч варианты ка- 186 ¬. Ћ. ¬ о р о н и н а верхн€€ полка шириной 22 см образует небольшие свесы. —переди и снизу подбалка украшена резным орнаментом, но тыльна€ поверхность его лишена.  вадратна€ в сечении капитель и верхн€€ часть ствола покрыты резьбой со всех сторон. √рани капители разрезают четыре арочки, окаймленные ст€нутой к ее верхним углам гладкой лентой. ¬ целом формы и орнамент колонны непривычны дл€ глаза.

”зор нанесен м€гким неглубоким контуром.

Ќа фасадной плоскости подбалки Ч это рисунок в виде кувшинчика и кругов, на верхней полке Ч бордюр Ђсердечекї, внизу Ч каплевидные фигуры и вертикальные штрихи.

 апитель украшают круги и розетки, ствол Ч сердцевидные фигуры с пальметтой внутри и кружочки с точкой в центре. ќрнамент размечен очень небрежно Ч на подбалке рисунки сбиты вправо, на стволе Ч влево от оси.

‘ормы и орнамент не оставл€ют сомнений в том, что мастер в меру своих возможностей руководствовалс€ образцами далекого прошлого.

 вадратна€ капитель с ленточным контуром арочки на каждой грани повтор€ет 3. ƒолина «еравшана : Ч колонна мазара ’азрети-ћнр в »скодаре; б Ч капитель соборной мечети «осупа черты урмитанской колонны, ступенчатый силуэт подбалки наве€н формами колонны в –арзе или ей подобных. ѕо концам второй сверху ступени вырезаны три выступа, отдаленно напоминающие Ђбычковї на оббурданс- ких консол€х. ¬ орнаменте тоже заметны черты архаизма Ч сердечки, пальметты; кружочки с точкой посередине воспроизвод€т характерный узор кост€ных изделий из древнего ѕенджикента7. ћотив Ђкувшинчиковї подбалки распространен в настенном декоре жилых домов прошлого и текущего столет и й Ч изображаетс€ ажурной прорезью в стуковых экранах ниш, стуковых рельефах и роспис€х с букетом цветов, наконец, он прочно вошел составной частью колонны в виде кузаги, символизиру€ идею плодороди€.

Ќо старые традиции в формах и орнаменте колонны из ѕасруда сильно ослаблены: между прототипом и воспроизведением, выполненным неуверенной рукой, прошли столети€.

 олонна едва ли старше XVIII в. Ћюбопытно, что короткий, слегка расширенный кверху ствол колонны, внизу круглый, под капителью сводитс€ к четырем гран€м. ¬ этом отношении колонна из ѕасруда не составл€ет исключени€ Ч в искодарском мазаре ’азре- ти-ћир поперечник опоры квадратный с округлением углов (ширина ее по всей высоте одинакова). Ќесмотр€ на квадратное сечение, ствол колонны витой.  апитель украшена типичными рубчатыми засечками па углах и незатейливым узором (рис. 3).

¬ капител€х некоторых колонн XX в. декор усложн€етс€ Ч в обработку углов и шейки ввод€тс€ ребра криволинейного профил€ (см. рис. 3, б).

ќсобенно самобытны формы ордера на юге “аджикской ——–, в глухих и труднодоступных до ќкт€брьской революции районах, где традиции в искусстве долго удерживались нетронутыми.

¬  ул€бе и соседних районах создан особый ордер, не похожий на все известное в —редней јзии и за рубежом. ѕр€молинейный силуэт колонны заметно суживаетс€ кверху, капитель повтор€ет форму базы. ¬ основу композиции положен куб, но грани его имеют очертани€ обращенных па четыре стороны кругов, а углы срезаны; тем же способом округлены верх четырехгранного постамента и низ такого же импоста.  онцы ствола, всегда 7 —м. ћатериалы и исследовани€ но археологии ———–, вып. 15, табл. 16, 17, 52 и др.

ќрдер в народной архитектуре “аджикистана 187 4.  ул€бский район а, 6 Ч колонны мечети јзимба€ в  ул€бе; в Ч колонна мечети при мавзолее ћира ’амадони в  ул€бе, ее детали; г Ч колонна жилого дома в  ул€бе; д Ч капитель колонны в ћуминабаде, орнамент по€сков четырехгранные, могут быть тоже закруглены, но посередине он чаще окантован на восемь граней, сбегающих к углам ступеньками, или же плавным срезом. ¬се эти части разделены квадратными полками с мелкими луночками вдоль краев или валиками.

  этому типу принадлежали колонны по крайней мере двух мечетей  ул€ба. ¬ восточной части города находитс€ мавзолей ћира ’амадони, построенный, согласно преданию, п€тьсот лет назад. ¬ ограде двора сто€ла квадратна€ сырцова€ мечеть XIX, а может быть и XVIII в. ≈динственна€ колонна мечети представл€ла собой классический образец местных форм и к тому же была своеобразно орнаментирована желобчатой резьбой (рис. 4). √рани базы и капители заполн€ли розетки (в том числе вихревые), луночки, ромбические углублени€, такой же врезанной фигурой были отмечены сверху две стороны четырехгранного, с кантами по ребру ствола, а его основание, как и дуга капители, подчеркнута серповидными желобками. Ќа гран€х импоста собирались пирамидкой четырех- 188 ¬. Ћ. ¬ о р о н и н а конечные звездочки. Ќижн€€ разделительна€ полка вырезана по кра€м ступенчатыми зубчиками.

 рестовину украшали витки, по три на каждой консоли. „тобы не ослабл€ть сечени€ консолей, разрезы спиралей были не сквозные, а имитировались глубокими желобками.

“емное дерево колонны и консолей было как-будто пропитано каким-то составом.

” колонн мечети јзимба€ середины XIX в.

формы несколько варьируют: у одной отсутствует кубическа€ база, а восьмигранное сечение красивой лесенкой переводитс€ в квадратное, у другой Ч шестнадцатигранный ствол (см. рис. 4). Ќо все эти черты характерны дл€ местного стил€ Ч такие колонны сохранились до сих пор в других мечет€х  ул€бского района.

 олонна того же типа, но кругла€ (видимо, уже XX в.), принадлежала одной из мечетей ћуминабада8.  ак правило, колонны лишены орнамента, редко на полке или вдоль ребра вырезан примитивный геометрический узор.

¬ долине ћингоу резались подстать колоннам консоли с кружками и кубами, сол€рными кругами и геометрическими по€сками занджира. ’ран€ща€с€ в »нституте истории им. јхмада ƒониша подбалка достигает в размахе 3 м привлекают внимание ее объемные конусовидные элементы с рубчатым и вихревым рельефом, характерные четырехконечные звездочки и ложечки по краю разделительных по€сков (рис. 5). “акие консоли составл€ли, веро€тно, особенность ордера в 8 ¬ статье использованы материалы, собранные автором в 1952 г. ћечеть при мавзолее ћира ’амадони была в тот год перестроена, и стара€ колонна лежала во дворе, расколота€ на две части. ћечеть јзимба€ была снесена, и две ее колонны использованы в качестве столбов дл€ ворот кул€бского √оркомхоза, треть€ перевезена в ћузей истории “аджикской ——–; другие колонны и консоли этой мечети не сохранились. ”пом€нута€ муминабадска€ колонна тоже принадлежала разрушенной мечети.

уединенной долине ћингоу Ч по крайней мере в других районах юга они не встречаютс€.

Ќа ћингоу распространены и консоли с завитками 9.

√еометризованный тип колонн не был единственным на юге “аджикистана. Ќе менее распространен другой тип. ¬ противоположность угловатости и плоскостности форм первого типа детали второго типа объемны и отличаютс€ плавной криволинейной конфигурацией: база в виде многогранного кувшинчика, граненый или с каннелюрами ствол закруглен по концам и венчаетс€ сплюснутым граненым тором наподобие круглой дыньки, над ним импост квадратного сечени€ со слабоуглубленным полукруглым ложчатым рельефом или фестончатой арочкой у основани€ граней. –азделительные полки и валики здесь есть тоже.

Ќе€сно, был ли изначальным четырехгранный постамент с легким прогибом и едва намеченным кантом вдоль ребер. ≈го поперечник вверху и снизу одинаков, посередине Ч уменьшаетс€. —ерповидное завершение граней подсказывает, что этот постамент мог по€витьс€ в результате модернизации форм первого типа. ¬алики вдоль ствола или фестончата€ арочка импоста (см. рис. 4,6), в свою очередь, могли быть введены на рубеже XX в.  онсоли с завитками в виде волн, спиралей, рожек остаютс€ самой нар€дной деталью местного ордера в обеих его разновидност€х.

»ногда симметричное сочетание расход€щихс€ волют с глазком посередине образует силуэт раскрытого цветка.

¬торой тип колонны не так оригинален, как первый. Ѕаза-кувшинчик наблюдаетс€ в јфганистане.

9 –исунки колонн и подбалок из долины ћингоу опубликованы ј.  . ѕисарчик в ст. Ђќ народном прикладном искусстве “аджикистанаї, сб. »скусство таджикского народа, —талинабад, I960, рис. 11, ќрдер в народной архитектуре “аджикистана 189 ¬ XX в. традиции смешиваютс€, утрачена четкость линий, возникают варианты старых форм. —твол колонн, восьми- и шестнадцатигранный или по-прежнему квадратного сечени€ с окантовкой ребер, всегда подн€т на постамент описанного типа. ¬ качестве базы и капители широко употребл€етс€ Ђдынькаї, разделительные валики собираютс€ стопками по нескольку штук, а грани импоста оформл€ютс€ пр€моугольной рамкой. ¬ силуэт консолей ввод€тс€ разнообразные фигуры Ч круги и полукружи€, поперечные валики и фестоны, зубцы, даже кресты. ¬се эти черты видны на примере колонн мечети ’азрети Ўо в Ћ€н- гаре (рис. 6). ¬ районе ћуминабада разделительные валики замен€ютс€ квадратными в плане парными ребрами со срезанными, во избежание скалывани€, углами.

—воеобразие кул€бского ордера распростран€етс€ на венчающие части.  онструкци€ антаблемента здесь также решаетс€ во многом по-своему.  онцы прогонов не маскируютс€, а врезаютс€ меж двух брусьев антаблемента, и торец его виден на фасаде. ¬рубленные в полдерева по углам айвана встречные концы фасадных прогонов не срезаны и выступают крестом.  ровл€ нередко двускатна€ камышова€, причем остаетс€ открытое чердачное пространство, а концы стропил ложатс€ на столбики, укрепленные глиной в виде р€да бугорков. “акова была, например, мечеть „армгар в  ул€бе. ‘асад небольших кишлачных мечетей затенен портиком на трех колоннах, несущих открытый щипец двускатной кровли, укрепленный примитивной фермой с подкосами.

— этой стороны любопытна л€игарска€ мечеть, где можно отметить некоторые особенности устройства карниза и покрыти€.

¬ квадратах потолка, где балки лежат параллельно архитраву, концы кронштейнов врубаютс€ в соседнюю с ним балку, поэтому внешний пролет балок делитс€ на кессоны.

”гловой свес карниза опираетс€ на консоль, положенную по диагонали.

¬ современных жилых домах употребл€ютс€ в большинстве круглые столбы даже без консолей. ƒа и прежде колонны ставились редко и формы их упрощались (см. рис. 4).

¬ √иссарской долине сочетались традиции юга и севера. ¬ 1952 г. в ƒушанбе ремонтировалась мечеть, где были сохранены колонны XIX в. (впоследствии эта мечеть была снесена). ‘ормы ее колонн соедин€ли черты южного и северного ордера (см. рис. 6). — 6.  олонны мечетей Ћ€нгара (Ћ) и ƒушанбе (Ѕ, ¬).

ѕодбалки мечети в Ћ€нгаре (√). (Ќазвани€ частей: аЧпо€, б Ч куза, в Ч кифт, г Ч пулак) 190 ¬. Ћ. ¬ о р о н и н а южным ордером их св€зывали квадратное сечение постамента, кувшиновидна€ база10, опо€ски в виде валиков, четырехгранна€ со срезами по углам капитель. ¬ли€ние ферганской школы выразилось в восьмигранных постаментах, продольных валиках с фестончатой перемычкой на концах, граненых, расширенных кверху капител€х с украшением в виде фестончатых арочек и профилировке консолей в форме мадохил€.

” работавших в мечети мастеров записаны следующие термины: постамент Ч по€, кувшинчик Ч куза, капитель Ч кифт, подбалк а Ч боша, прогон Ч юх, консоли Ч босма: 10  уза душанбинской мечети были круглые.

ћ. ј. –узиев приводит фотографию колонны с граненым кувшинчиком в кишлаке „иртак –егарского района (южнее ƒушанбе). —м. ћ. ј. –узиев. ’удожественные особенности таджикских дерев€нных колонн конца XIX Ч начала XX вв. »зв. јЌ “адж. ——–, ќтделение общественных наук, вып. 2 (52), ƒушанбе, 1968, рис. 2.

—редн€€ вогнута€ часть постамента называетс€ чоррах (четырехгранна€) или хашрах (восьмигранна€). ѕродольные валики ствол а Ч пулак, поперечные рубчатые по€ски названи€ не имеют.

ћежду южными и восточными районами республики лежит область гор и предгорий  аратегин. ёжнее ƒарвазского хребта, за крутой излучиной ѕ€нджа, начинаетс€ обширна€ страна с долинами на высоте до 2000 м и более над уровнем мор€. ƒарваз образует преддверие «ападного ѕамира.

ќрдер  аратегина и ƒарваза в стилистическом отношении соедин€ет черты кул€бского и памирского с добавлением северных форм: встречаютс€ гладкие круглые куза и геометризованные граненые варианты, кое- где намечаютс€ кубовидные капители, очертани€ консолей иногда напоминают кул€б- ские11.  олонна, принадлежавша€ соборной мечети  алаи-’умба, хранитс€ ныне в »нституте истории в ƒушанбе (рис. 7). ¬озраст ее достигает 150 Ч 200 лет, а резал ее, по словам старожилов, мастер из афганского Ѕадахша- на12. Ќа сгнившей базе намечаютс€ следы облекавших ее листьев (шести?). Ўестнадцать граней ствола обработаны мелкими косыми рубчиками, на каждом ребре мен€ющими направление. ѕара широких валиков отдел€ет четырехгранную капитель со срезанными углами, украшенную полоской геометрического бордюра занджира и сол€рным знаком Ч форма, типична€ дл€ ѕамира. ѕодбалка с любопытными округлыми зубцами принадлежала другой постройке.

ƒо сих пор речь шла, за редкими исключени€ми, о колоннах мечетей, которым отдавали свой талант и навыки строители. ¬ жилище колонны играли, в общем, второстепенную роль Ч внутри дома опоры ставились почти исключительно в горных долинах. Ќо в домах ѕамира и ѕрипамирь€ колонны получили особое конструктивное значение как опора т€желой кровли с бревенчатым куполом, кроме того, они наделены идейным содержанием.

ќпоры дома различаютс€ по своему положению в плане и нос€т различное название.

¬доль стен квадратной постройки т€нутс€ глин€ные лежанки, оставл€€ небольшое сво-- бодное пространство в центре. ѕо кра€м лежанок размещены колонны. ¬ ƒарвазе и 7. «ападный ѕамир и ƒарваз ј Ч колонна нз с. Ўо-ƒашт близ ’орога; Ѕ Ч колонна из с. Ka- лаи-’умб; детали 11 ј.  . ѕисарчик приводит описание и рисунки колонн в книге Ђ“аджики  аратегина и ƒарвазаї, ƒушанбе, 1970, стр. 95Ч98, рис. 56Ч60. 12 “ам же, стр. 96.

ќрдер в народной архитектуре “аджикистана 191 долине ¬анча их обычно три: проход обрамл€ют сутуми-саломга (столбы приветстви€), против двери поднимаетс€ главна€ опора ша- сутум (царский столб). Ёта колонна-символ как бы охран€ет покой семьи, с нею св€заны почитание и некоторые обр€ды.

¬ долине ¬анча ша-сутум величаво осен€ет помещение раскинутыми до трех метров консол€ми овашк прихотливого рисунка. ≈е четырехгранный ствол с кантами на ребрах суживаетс€ вверх, где канты обрываютс€ легким закруглением, указывающим границы капители пушны квадратного сечени€. »ногда ее уголки опускаютс€ вниз наподобие капельников.

∆илище ѕамира и ѕрипамирь€ было курным, и густа€ копоть мешала применению резного орнамента. Ќо на колоннах одностолпных гостиных кушхона и фасадных портиков, даже в амбарчиках, иногда выполн€лс€ несложный желобчатый узор с геометрическими мотивами и сол€рными знаками.

∆ители «ападного ѕамира, за исключением долины ¬анча, были исмаилитами и не строили мечетей. Ѕудучи единственным объектом внимани€ мастеров, колонны домов, казалось, должны быть более изысканны по формам. ќднако это не так. ¬ жилище Ѕар- танга и вышележащих районов число опор увеличиваетс€: четыре колонны сто€т по углам центрального пространства, п€та€ выдел€ет расположенный с краю вход. Ќазвание ша-сутум присвоено колонне справа против входа, но она ничем не отличаетс€ от прочих, представл€€ собою равномерной толщины квадратный столб с кантами по ребру, без базы, капители и консолей. Ёти детали по€вл€ютс€ в предшествующем зимнему помещению просторном летнем долуне или дарго, а также в наружном портике. ‘ормы .их обычно схематизированы.  олонны фасадных портиков иногда венчает неразрезна€ подбалка, образующа€ фестончатую оборку. ƒетали па- мирских подбалок наподобие цветка и расход€щихс€ рожек родн€т их с формами ордера кул€бской группы районов 13.

»з селени€ Ўо-ƒашт близ ’орога вывезена в »нститут истории им. ј. ƒониша оригинальна€ колонна (см. рис. 7).  апитель и шейка с широкими валиками выполнены в 13 ƒанные о памирском ордере имеютс€ в статье автора Ђ∆илище ¬анча и язгулемаї, сб. јрхитектура республик —редней јзии, ћ, 1951 и в кн. ћ. —. јндреева Ђ“аджики долины ’уфї, т. 2, —талинабад, 1956 (глава Ђ∆илищеї, написанна€ ј.  . ѕисарчик).

дарвазской манере, остальные детали отступают от вс€ких норм. ќснование круглого ствола охватывают четыре лепестка в виде дуг, отдел€ющихс€ от тела колонны. ќстри€ лепестков оп€ть смыкаютс€ со стволом на разных уровн€х Ч одна пара выше другой на 3 см.

* * * ¬ целом дерев€нный ордер “аджикистана (как и школы народной архитектуры вообще) можно разбить по формам на две группы Ч северную и южную. ѕерва€ распадаетс€ на типы ферганский и зеравшанский, втора€ раздел€етс€ на два основных варианта Ч памирский и кул€бский. √иссарска€ группа, где синтезированы черты северного и южного типов, €вл€етс€ промежуточной.

 аждый из типов ордера имеет собственную длительную традицию. ¬месте с тем нельз€ не заметить некоторых особенностей, объедин€ющих все или почти все школы. “ак, по всему югу распространены четырехгранные с окантовкой ребер опоры; основной дл€ ѕамира, этот тип достаточно характерен и дл€  ул€ба.  уза в основном имеет натуральный вид кувшина, причем листь€-мадохили, почти неизбежные в ордере ”збекистана, отсутствуют.

ƒействительно, шаровидный куза с листь€ми можно встретить главным образом в Ће- нинабаде и ”ра-“юбе; в долине «еравшана и на ѕамире эта деталь, как и постамент, в большинстве случаев вообще опускаетс€. ќбщеприн€ты четырехгранные капитель или импост.

Ќаконец, дл€ всех районов юга характерны раскидистые подбалки прихотливого рисунка.

ћастера бережно хранили старые традиции.

Ёто видно уже на примере колонны из ѕасруда. ќригинальные черты рарзской колонны XIV в. точно повтор€ютс€ в одной из мечетей того же села и нашли отражение даже в долине ћингоу| 4 . Ќо рисунок ордера посто€нно в процессе созидани€ Ч неистощима€ фантази€ зодчих Ч порождает неожиданные сочетани€ деталей и бесконечное разнообразие форм.

* * * ќбмеры и рисунки выполнены автором.

14 —м. ћатериалы по истории и археологии ———–, вып. 15, табл. 10 и рис. 11 в статье ј.  . ѕисарчик Ђќ народном прикладном искусстве “аджикистанаї.


ќт: Boris




54 просмотров

ѕохожие темы


----------------------------

- —крыть комментарии (0)


¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.