¬верх ¬низ

Условия использования сайта

Опубликовано: 23 Август 2017 05:30:29

МЕЧЕТЬ БАЛЯНД В БУХАРЕ И. Ф. БОРОДИНА

 В Бухаре на территории средневекового квартала зажиточных домовладельцев стоит небольшая мечеть под названием Балянд. По плану, внешнему виду и композиции интерьера Балянд — типичная квартальная мечеть XIX в., каких немало сохранилось до наших дней: прямоугольное в плане небольшое здание, охваченное айваном с востока и севера.


1.
МЕЧЕТЬ БАЛЯНД В БУХАРЕ И. Ф. БОРОДИНА


2.
МЕЧЕТЬ БАЛЯНД В БУХАРЕ И. Ф. БОРОДИНА


3.
МЕЧЕТЬ БАЛЯНД В БУХАРЕ И. Ф. БОРОДИНА


4.
МЕЧЕТЬ БАЛЯНД В БУХАРЕ И. Ф. БОРОДИНА


5.
МЕЧЕТЬ БАЛЯНД В БУХАРЕ И. Ф. БОРОДИНА


6.
МЕЧЕТЬ БАЛЯНД В БУХАРЕ И. Ф. БОРОДИНА


7.
МЕЧЕТЬ БАЛЯНД В БУХАРЕ И. Ф. БОРОДИНА


8.
МЕЧЕТЬ БАЛЯНД В БУХАРЕ И. Ф. БОРОДИНА


9.
МЕЧЕТЬ БАЛЯНД В БУХАРЕ И. Ф. БОРОДИНА


10.
МЕЧЕТЬ БАЛЯНД В БУХАРЕ И. Ф. БОРОДИНА


11.
МЕЧЕТЬ БАЛЯНД В БУХАРЕ И. Ф. БОРОДИНА


12.
МЕЧЕТЬ БАЛЯНД В БУХАРЕ И. Ф. БОРОДИНА


Перекрытие плоское. Мечеть сложена из жженого кирпича и поставлена на высокую платформу, облицованную известняком. Южный и западный фасады мечети оставлены в кирпиче. Стены, обращенные в айван, оштукатурены и украшены резными ганчевыми панно, вероятно, не ранее XIX в. Резьба особого интереса не представляет.

При скромности ничем не примечательного внешнего облика мечети интерьер ее уникален декоративной отделкой, в которой использованы изразцовая мозаика, роспись по ганчу, глазури и дереву.

В литературе, посвященной архитектуре Средней Азии, мечеть Балянд относили к различному времени: к середине или концу XVI в.

Б. П. Денике свою датировку мечети серединой XVI в. обосновывает тем, что ее михраб отличался изразцовым убранством В . А. Шишкин 2 относит мечеть к XVI в., а Л. И. Ремпель сначала считал ее одновременной хонако Ходжа Зайнуддина в Бухаре, построенного до 1555 г.*, а затем датировал концом XV — началом XVI вв. **.

Все авторы, отводя мечети Балянд одну-две 1 Б. П. Д е н и к е . Архитектурный орнамент Средней Азии. М. — Л., 1939, стр. 188.

2 В. А. Ш и ш к и н . Архитектурные памятники Бухары.

Ташкент, 1936, стр. 64.

* Г. А. П у г а ч е н к о в а , Л. И. Р е м п е л ь .

Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана.

Ташкент, 1958, стр. 83, 84.

** Л. И. Р е м п е л ь . Архитектурный орнамент Узбекистана.

М, 1961, стр. 342.

страницы текста, дают лишь очень общую характеристику декоративного убранства. На наш взгляд, этот памятник архитектуры заслуживает большего внимания и более подробной публикации.

Помещение мечети небольшое (7,5X7,5 м) Пространственное решение интерьера, как и композиция стен, в основном идентично подобным квартальным мечетям более поздней времени — XVIII—XX вв. В мечети Балянд заметна четко соблюдаемая, очевидно, уже во шедшая в традицию определенная схема распределения декора, при которой низ стег закрыт панелью, а выше нее располагаются декоративные панно и ниши; широкий деревянный карниз образует переход к плоскому потолку. Традиции эти очень устойчивы, они сохранились до последнего времени и в мечетях и в интерьерах жилых домов.

В композиции интерьера в целом и каждой его части — стен, потолка — соблюдена строгая симметрия: одинаково членение противоположных стен, симметрична разбивка потолка по отношению к его осям; симметрична композиция стен по отношению к их вертикальной оси.

Ритм и четкость композиции северной и южной стен придает расположение дверей и окон. Три дверных проема, над которыми находится по большому стрельчатому окну, имеет каждая стена (двери в южной стене в настоящее время заложены). Среднее окно, акцентируя вертикальную ось стены, несколько больше по высоте, чем крайние (рис. 1).

С запада находится михрабная ниша; в восточной стене устроено только два дверных проема с окнами над ними. Симметрия этих двух стен достигается в основном композицией декора на них. Они имеют трехчастное вертикальное деление, при котором плоскости мозаичного окружения михраба и узким стрельчатым панно по бокам его соответствуют большое квадратное панно и стрельчатые окна и двери восточной стены (рис. 2).

Низ всех стен опоясан панелью высотой 1,4 м. Отделка ее разнохарактерна. На западной стене роль панели выполняют шесть мозаичных панно, по три с каждой стороны мих- раба. На всех остальных стенах панель расчленена дверными проемами на отдельные части, охватывающие простенки между ними. Каждая часть обладает композиционной завершенностью и самостоятельностью и имеет обрамление из мозаичного бордюра.

Панель на северной и южной стенах набрана из шестиугольных глазурованных плиток синего цвета, на восточной — зеленого цвета, бордюр мозаичный. На шестиугольных плитках твореным золотом были изображены тончайшие виньетки.

Прием росписи золотом плиток панели был широко распространен в архитектуре Средней Азии XIV—XV вв. Специфика этих росписей в мечети Балянд заключается в характере узора и художественной манере его исполнения.

- 176 И. Ф. Бородина 2. Северная половина михрабной стены 3. Панель (реконструкция росписи золотом; выполнена автором)

Орнамент на всех плитках имел одинаковую схему построения, а роспись выполнялась произвольно от руки и имеет самые разнообразные вариации узоров. Для них характерны очень крупные, для небольшой площади шёток, цветы наподобие хризантем, изображенных густыми, широкими мазками кисти. По характеру этого золотого рисунка панель перекликается с росписью выше расположенных интерьере панно.

Уникальна панель мечети Балянд своим мозаичным бордюром (рис. 3). Как и в больший стве среднеазиатских сооружений, орнамент, бордюров стилизованные, растительные, HI рисунок на восточной стене иной, чем на се верной и южной. Для фона взята синяя глазурь, для стеблей — желтая или голубая, дл.

цветов и бутонов — белая, голубая, марганцевая. В отличие от всех других памятников, бордюры в Балянд расписаны золотом. Вес швы между глазурью разного цвета вызолочены тонкой полосой в 2—2,5 мм. Таким образом, мозаичный орнамент был как бы прорисован золотом,подчеркнут им.

Кроме того, крупные участки фона, широкие стебли и листья, вертикальные и горизонтальные полоски глазури, окаймляющие бордюр, расписаны золотыми спиралями, цветами, бутонами, листиками, извилистыми лентами. Эта роспись импровизировалась мастером и выполнялась им без предварительных прорисовок, припорохов, наметок. Художник свободно компоновал рисунок, подбирая орнаментальные формы, размеры и толщину линий, в зависимости от размера и абриса глазурованного элемента. В большинстве эти узоры написаны кистью линиями в 1,5—2 мм, но на вертикальных окаймлениях встречаются цепи различных, не повторяющихся побегов и виньеток, исполненных тончайшей кистью.

При отделке панели мастера прибегали к распространенному в среднеазиатском искусстве приему трехпланового узора. Сначала, при общем обзоре, панель воспринимается целым полотном из шестиугольных плиток и бордюра, отличающихся цветом и рисунком. Затем обращает внимание мозаичный орнамент бордюра, акцентированный золотой прорисовкой.

И только на близком расстоянии, когда в поле зрения попадают лишь небольшие участки панели, на первый план выступают разнообразные мельчайшие золотые росписи плиток и бордюра. Такое созерцание декора, как бы в несколько приемов, характерно для росписей стен и потолка.

Над самой панелью, примерно до уровня окон, в стене устроены маленькие ниши, а выше них размещены большие панно. В простенках между окнами северной и южной стен и по бокам михраба расположены стрельчатые вертикальные панно, а над ними квадратные; над окнами помещены узкие горизонтальные к'тыба а (см. рис. 1 и 2); восточную стену между двумя окнами украшает большое квадратное панно (рис. 4 ) . Все панно окаймлены двойными выступающими ганчевыми тягами, тоже покрытыми росписью.

Роспись выполнена в технике «кундаль».

Особенность ее заключается в сочетании вызолоченного рельефа, из-за которого она получила название4 , с росписью. Для живописи на подготовленную, хорошо затертую ганчевую поверхность наносился рисунок. Очевидно, использовались припорохи, потому что композиции очень сложны и повторяются во многих панно. По припороху орнамент прорисовывался краской. Она могла быть различной 5. В мечети Балянд прорисовка красная. На рисунок, который должен быть золотым, кистью наносился рельеф из кизил-кессака (красная глина), разведенного на воде с местным клеем.

Затем рельефные части покрывались твореным золотом.

Для росписи крупных панно использованы только два орнамента: для михрабной стены — растительный, сильно стилизованный; остальные три стены украшают панно одного рисунка, состоящего из восьмилепестковых розет и цветочного заполнения между ними.

В панно михрабной стены рисунок раппортный (рис. 5): тонкие рельефные стебли, переплетаясь, поднимаются тремя рядами от низа панно к его верху (см. рис. 2). Стебли прерываются рельефными же крупными перистыми цветами и листьями, а также живописными цветами. Рисунок панно не имеет композиционной законченности, весь орнамент равнозначен и текуч. Стрельчатая форма панно вверху обрезает узор на половине цветка. Ком- 3 К'тыба — тексты религиозного, нравоучительного пли поэтического (в жилых домах) характера, заключенные чаще всего в прямоугольную или квадратную раму, входящие в декор интерьера.

4 И. К. Мрочковский дает перевод слова «кундаль», как валик, выпуклость на материи. См. И. К. Мрочковский.

Живопись мазара Ак-Сарай. Сборник к десятилетию ГАИМК. М., 1928, стр. 57; Г. А. Пугаченкова сообщает, что до сих пор парчовую ткань с рельефным рп сунком в Бухаре называют «кундаль». См. Г. А. Пугаченкова.

Памятники архитектуры Средней Азии эпохи Навои. Ташкент, 1957 г., стр. 50.

5 В Ишратхане (Самарканд) автором статьи обнаружена прорисовка синим, Мрочковеким в Ак-Сарае (Самарканд) — черным. См. И. К. Мрочковский. Указ.

соч., стр. 57.

12—940 4. Центральная часть восточной стены позиция несколько перегружена измельченными равномасштабными деталями. Рельефные стебли, цветы и листья вызолочены. Фон панн о — синий, цветы по нему написаны белой, голубой и вишневой красками и поверху прорисованы черным или красным. Выполнены они тонко и изящно.

Панно на других стенах, несмотря на различие в размерах, украшены одним рисунком из восьмилепестковых розеток двух размеров, расположенных в шахматном порядке, и вертикальных и горизонтальных медальонов, соединяющих их (рис. 6). Розетки из кизил-кессака с рельефным орнаментом вызолочены. По темно-голубому фону между розетками были написаны синие цветы, теперь почти не сохранившиеся.

Все орнаменты, их форма читаются лишь по отлипу синей краски.

Орнамент этих панно несколько тяжел и однообразен. Художниками не совсем найдены масштабы розеток. Рисунок подобных панно с чередующимися элементами может строиться или по принципу спокойного ритма повторяющихся одинаковых деталей, или на противопоставлении этих деталей,на контрасте разной формы розеток, размера их или цвета.

Спокойный ритм создают повторяющиеся одинаковые медальоны. Если же в расположенных в шахматном порядке розетках намечается небольшое различие, то восприятие рисунка основывается на контрасте составляющих его элементов. Ибо уже в чередовании различных медальонов заложена идея такого контраста, противопоставления.

Однако в рисунке панно мечети Балянд такого явного контраста не ощущается. Медальоны одинаковы по очертаниям, рельефам на них, и так незначительно отличаются по величине, что не могут противопоставляться друг другу. В то же время различие в размерах розеток явное, и поэтому рисунок не воспринимается в спокойном ритме. Эти панно напоминают декор на щеках ниш мавзолеев Ак-Сарай и Ишратхана в Самарканде построением орнамента, формой медальонов, технологией письма и колоритом.

- 5. Фрагмент росписи панно михрабной стены (реконструкция; выполнена автором)

Но по сравнению с орнаментом в самаркандских зданиях орнамент мечети Балянд значительно грубее. В мавзолеях Ак-Сарай и Ишратхана рисунок построен на контрасте крупных 8-лепестковых розеток и вдвое меньших 4-лепестковых, разделенных вытянутыми прямоугольными картушами. Для панно мечети Балянд заимствованы все детали этого рисунка, но изменены их пропорции, и орнамент до некоторой степени лишился изящества и изысканности панно Ак-Сарая.

То же можно сказать и о живописном заполнении этих панно. В мавзолее Ак-Сарай живопись гораздо тоньше и насыщеннее по рисунку, исполнению, богаче по колориту, цветовым нюансам7. В мечети Балянд роспись одн о т о н н а я— синяя; композиция орнамента довольно примитивна: центральный цветок с отходящими от него побегами, в то время, как в мавзолее Ак-Сарай по фону развернуты сложные композиции изысканного рисунка с многими тонконаписанными цветами и листьями.

При сравнении росписи мечети Балянд и мавзолеев Ак-Сарай и Ишратхана несомненно одно, что бухарские панно возникли под влиянием убранства самаркандских мавзолеев. Но выполнялись они, несмотря на бесспорное сходство, разными мастерами. Может быть, бухарский художник сделал попытку по памяти воспроизвести увиденный им в столице запоминающийся красивый рисунок. Однако ему это удалось не вполне. Роспись мечети Балянд уступает по художественности самаркандскому предшественнику.

В мечети Балянд михрабная ниша и стена выше нее облицованы глазурованной мозаикой (рис. 7). Полукупол михраба декоративно передает систему пересекающихся арок, появившихся в архитектуре Средней Азии в середине XV в. (рис. 8). Тимпаны ниши и расположенное над ней квадратное панно украшены растительным узором. Основу композиции этих рисунков образуют широкие ленты побегов.

Тимпаны н панно взяты в П-образную раму- 6 Эти орнаменты обоих мавзолеев опубликованы Б. П. Денике. См. указ. соч., стр. 207, 209.

Интерьер мавзолея Ак-Са- раи в Самарканде. В сб. «Архитектурное наследство», № 17, М., 1964.

Мечеть Балянд в Бухаре 179 надпись. Как и бордюры панели, мозаика михраба была расписана золотом.

Б. П. Денике, как близкую аналогию ми- храбу мечети Балянд, приводит мозаичный михраб мечети Калян (1514 г.)*. Однако сходство в оформлении их ограничивается лишь применением одинакового материала — глазури.

По характеру ниши, завершению ее композиции и декору михрабы существенно отличаются.

Аналогия михрабу мечети Балянд находится в одном из самаркандских же зданий — в большой мечети около гробницы Кусама- ибн-Аббаса в Шахи-Зинда. Совпадают общая композиция и отдельные детали декора обоих мозаичных михрабов. В большой мечети полукупол ниши имитирует систему пересекающихся арок, над михрабом стена украшена мозаичным панно и П-образной надписью.

Точная дата строительства большой мечети неизвестна. Но перекрытие ее может служить достаточно веским основанием для датировки.

Продолговатое помещение мечети разделено переброшенными поперек двумя арками. На них опираются еще по две перпендикулярные им арки. На образованной основе возведены купола. Эта конструктивная система появилась в конце X I V — н а ч а л е XV вв.

В ансамбле Шахи-Зинда так перекрыта другая мечеть — Туман-ака. Она датируется по времени строительства мавзолея началом XV в.

Такие перекрытия характерны особенно для первой половины и середины XV в. Очевидно, декор михраба большой мечети относится к этому же времени. В этом случае перед нами более ранний вариант мозаичного михраба, может быть послужившего образцом для михраба мечети Балянд. Как и в росписях, мотивом мозаичного декора послужило убранство здания Самарканда середины XV в.

Очень интересен конструктивными особенностями и декором деревянный потолок мечети.

Для него взят геометрический рисунок, который в центре потолка образует 12-конечную звезду. Ленты, сплетающие орнамент, сделаны в виде выступающих рам. Выполнены они из досок, прибитых к плоской дощатой поверхности.

Эта гладкая основа потолка состоит из четырех частей, стыки между которыми скрывают плетения гириха. В центральной звезде устроен сталактитовый куполок (ха- узак). Сталактиты собраны из вырезанных де. Михраб мечети Калян опубликован там же, стр. 184.

12- 6. Фрагмент росписи панно северной стены интерьера (реконструкция; выполнена автором) деревянных деталей. Вся конструкция потолка подвешена на цепях к балкам перекрытия.

Рамы-плетения гириха и хаузак украшены геометрическим рисунком из узких накладных вызолоченных реек. Весь потолок загрунтован и расписан кундалыо. В ромбовидных, шестиугольных фигурах и звездах, образованных плетениями, рисунок строится на центральном медальоне, вокруг которого симметрично располагается растительный мелкий орнамент.

Тонко прописаны цветы, а ветви слегка рель- ефны. Рамы плетения и сталактитовый куполок тоже расписаны. Орнамент очень мелкий цветочный, с трудом различаются его детали.

Обильно применена позолота. Для росписи использовались синяя, красная, белая, зеленая краски. Но общий колорит потолка золотистый.

Роспись потолка, по сравнению с настенной, выполнена с большим мастерством.

Очевидно, они выполнялись разными мастерами.

Она выгодно отличается от стенной росписи не только более тщательным и тонким исполнением, но и продуманной композицией орнамента потолка в целом и отдельных его деталей. Плетения геометрического орнамента как бы собирают воедино небольшие фигурные вставки вокруг изящного сталактитового купола.

Каждая фигура гириха имеет свою завершенную живописную композицию, связанную центральным медальоном. И хотя для одинаковых по форме плоскостей использовался, очевидно, один припорох, орнаменты их отличаются деталями. Это говорит о том, что с помощью припороха наносилась лишь основная орнаментальная сетка, а при выполнении рисунка художник предоставлялась свобода импровизировать.

Деревянный карниз, образующий переход от степ к потолку, состоит из двух фризов и двух рядов сталактитов между ними. Геометрический орнамент фризов создан накладными планками. В росписи карниза для создания рельефа применены отливки из ганча, приклеенные к дереву, а затем загрунтованные кизил-кессаком и вызолоченные (рис. 9).

Авторы всех имеющихся исследований, несмотря на упоминание вскользь об общности 8. Михрабная ниша убранства мечети Балянд и самаркандских зданий, рассматривают мечеть Балянд в обязательной связи с другим сооружением Бухары — хонако Ходжа Зайнуддина, относя их по декору в одну стилевую группу, и таким образом хронологически приближают мечеть Балянд ко времени возведения хонако Ходжа Зайнуддина, т. е. к середине XVI в. Но характер росписи мечети Балянд, техника выполнения ее не позволяют нам считать идентичным декор этих зданий.

По характеру убранства мечеть Балянд стоит ближе к самаркандским памятникам, чем к бухарским, в том числе и к хонако Ходжа Зайнуддина.

Шестигранные плитки панели мечети Балянд расписаны тончайшими виньетками твореным золотом, каким украшались панели в Самарканде в XV в. Подобные орнаменты Мечеть Балянд в Бухаре 181 просматриваются на плитках мавзолея Туман-ака в Шахи-Зинда.

Живопись «кундаль» появилась впервые в Средней Азии в самаркандских зданиях — мавзолеях Ак-Сарай и Ишратхана. В росписи этих сооружений рельеф сделан высоким. Кундаль XVI—XVII вв. в Бухаре и Самарканде существенно отличается от кундали XV в.; рельеф делался все ниже, становясь слегка выступающей над плоскостью стены подкладкой под золото. В мечети Балянд слой кизил-кессака еще высок и имеет вид рельефа, тогда как уже в хонако Ходжа Зайнуддина рельеф под живопись едва намечен и сочетается с безрельефной живописью.

Близки самаркандским памятникам XV в.манера, характер письма и колорит живописи мечети Балянд.

По манере и характеру росписи Балянд стоит ближе к мавзолею Ишратхана. В галерее мион-сарая этого здания применен тот вид кундаля, когда рельефен и вызолочен лишь основной, образующий композицию рисунок.

В Ишратхане на софитах арок, парусах — это изящный стебель с крупными цветами. А фон окрашен голубой краской — тон, по которому написаны синей краской побеги с белыми цветами.

Точно такое же исполнение находим и в мечети Балянд (см. рис. 6). В панно по сторонам михраба рельефен основной орнамент; во всех панно и бордюрах живопись между позолоченными рельефами выполнена по голубому фону.

Подобный же прием росписи синим по голубому есть и в хонако Ходжа Зайнуддина, но живопись мечети Балянд отличается большей художественностью в исполнении отдельных деталей, цветов, написанных с тонкими градациями голубого и белого, чего нет в росписях хонако. И, напротив, в этом Балянд имеет предшественника — это мавзолей Ишратхана, где, однако, живописность и тонкость письма неизмеримо выше.

Прямые аналогии среди самаркандских памятников находим и в орнаменте росписей.

Как уже упоминалось, рисунок панно всех стен, кроме михрабной, был создан под явным влиянием рисунка мавзолеев Ак-сарая и Ишратхана.

Но в мечети Балянд во всем —в неудачных пропорциях медальонов, в большем примитивизме, по сравнению с самаркандскими интерьерами, в меньшей тонкости, живописности— находим до некоторой степени провинциальное подражание блестящим столичным сооружениям. Убранство михраба, как указывалось, тоже имеет своего самаркандского предшественника.

Все это дает возможность сделать некоторые уточнения в дате сооружения мечети и поместить ее хронологически между самаркандскими зданиями второй половины XV в. и хонако Ходжа Зайнуддина в Бухаре (до 1555 г.).

Но так как по технике и манере росписей стен, орнаментике, мозаичному убранству михраба, росписи панелей мечеть повторяет самаркандские здания и в то же время по технике живописи отличается от росписей хонако Ходжа Зайнуддина, можно сделать вывод, что хронологически она ближе к самаркандским памятникам.

Можно предположить, что она была построена в самом конце XV в., когда еще не была забыта техника высокого рельефа в живописи «кундаль».

В убранстве стен ее. видно влияние пышного декоративного стиля Самарканда второй половины XV в.

Мечеть Балянд по убранству интерьера, в котором удачно объединены различные виды декоративного искусства, — одно из уникальных сооружений Средней Азии. Особенно примечательно, что в интерьере мечети, камерном по характеру, использованы виды декора, применявшиеся в монументальных сооружениях XV в. Однако убранство не кажется чужеродным в этом небольшом помещении. Оно органично связано с архитектурой, вписано в нее.

Удачная композиция стен, масштабность панно и орнаментов наделяют интерьер гармоничным декором. Но все же в художественном облике мечети убранство играет первенствующую роль. Интерьер с яркими росписями, глазурованными панелями очень красив. По убранству мечеть Балянд может стать рядом с шедеврами архитектурного декоративного искусства XV в. — мавзолеями Ак-Сарай и Ишратхана, с которыми она связана стилем росписей. В этом отношении мечеть Балянд как бы замыкает

От: Boris,   -


п»ї

- Скрыть комментарии (0)

UP


Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



Условия использования сайта

вставка кода всплывахи "Всё понимаю и принимаю!" -->