¬верх ¬низ

Условия использования сайта

Опубликовано: 23 Август 2017 01:31:05

Мечеть гузарная

 

ГУЗАРНЫЕ МЕЧЕТИ БУХАРЫ

К. С. КРЮКОВ, Н. М. ЛУКИНСКАЯ

Значительными памятниками культуры Бухары являются гузарные (квартальные) мечети.
1.

Мечеть гузарная


2.
Мечеть гузарная


3.
Мечеть гузарная


4.
Мечеть гузарная


5.
Мечеть гузарная


6.
Мечеть гузарная


7.
Мечеть гузарная


8.
Мечеть гузарная


9.
Мечеть гузарная


10.
Мечеть гузарная


11.
Мечеть гузарная

Они служили не только местом молитвы прихожан, но и выполняли роль общественного центра прихода, где решались вопросы, касавшиеся всей общины или отдельных лиц.

Здесь же нередко размещались начальные школы — мактабы, или небольшие медресе.

Близость архитектуры квартальных мечетей к архитектуре жилья была подмечена еще первыми русскими исследователями Средней Азии'. В последующем описание отдельных мечетей встречается во многих работах. Наиболее детальные исследования в этой области были проведены В. Л. Ворониной. В ее работе, посвященной народной архитектуре Узбекистана, рассматриваются наиболее типичные композиции мечетей2.

Гузарные мечети строились в небольших поселениях и в городах, они являлись центром отдельного гузара (махалля) или поселка, куда на молитву собиралось мужское население данного прихода.

Нередко строительство таких мечетей велось жителями гузара и они именовались так же, как и весь гузар. Иногда такие мечети сооружались на средства отдельных лиц. В этом случае мечетям присваивались имена этих лиц. Лишенная монументальности, архитектура квартальных мечетей отличается свободной композицией. К зданию примыкают айваны с глубокой тенью и ярким расписанным потолком; вблизи располагаются невысокий минаретик и водоем, затененный листвой деревьев. Такой комплекс оживляет монотонную застройку примыкающих жилых домов с плоскими земляными кровлями, глухими стенами, выходящими в узенькие улочки и тупички

II. Ф. С и т н я к о в с к и й. Заметки о бухарской части долины Зеравшана. Известия туркестанского отдела императорского русского географического общества, т. 1, 1899, вып. II, Ташкент, 1900, стр. 163—164.

2 В. Л. В о р о н и н а . Народные традиции архитектуры Узбекистана, М., 1951, стр. 53—58.


Большинство ранних мечетей, подобно жилым домам, не сохранилось, так как при их сооружении обычно применялись недолговечный деревянный каркас с заполнением гуаляком, перекрытие по деревянным балкам с выстилкой межбалочного пространства вас- сой и устройством обычной земляной кровли.

Однако встречаются здания более капитальные, из жженого кирпича (мечеть Балянд) и с купольным перекрытием (мечеть Ходжа Зайнуддина).

Отметим, что большей частью сохранились квартальные мечети XVIII—XIX вв.

В 1950—1951 гг. архитекторы К. С. Крюков и В. В. Черняев произвели обмеры 60 гузарных мечетей в Бухаре. Такие же мечети можно встретить в городах Самарканде, Хиве, Кокан- де, Шахрисябзе, а также в сельских местностях.

Эти разнообразные по своим композиционным приемам и архитектуре постройки в основном продолжают строительные традиции, выработанные в предшествующие века.

В период становления ислама, видимо, не было особых функциональных различий в постройках, предназначенных для религиозного обряда. Однако в X—XII вв. появляются соборные мечети, где служба проводилась лишь по праздничным дням; мечети намаз- га, •— в которых служили только по большим религиозным праздникам, мечети при духовных учебных заведениях — медресе. В это же время строятся небольшие мечети, предназначавшиеся для ежедневной службы. Некоторые из них обслуживали отдельные части города — гузары.

Гузарные мечети Бухары 193 Примером сложившегося типа гузарной мечети, хорошо известной нам по многочисленным постройкам XVIII— XIX вв., являются мечети XVI в. Бухары Балянд и Ходжа Зайнуддина.

Мечеть Балянд (высокая), построенная в первой половине XVI в., являет собой замечательный образец гузарной мечети (рис. 1). На высоком стилобате возвышается кубовидный объем мечети, окруженный с двух сторон летним айваном на деревянных колон- пах. Интерьер отличается композиционным единством и разнообразием декоративных средств: изразцовые плитки, первоначально с росписью золотом в панелях, прекрасного рисунка и колорита изразцовые мозаики михраба, живопись кундаль на стенах и наборный деревянный потолок с росписью.

Оригинальна конструкция перекрытия и подвесного потолка мечети. Такая конструкция не встречается в других культовых постройках Средней Азии. По углам четверика стен уложены деревянные балки, образующие восьмиугольник.

Параллельно угловым балкам положены еще четыре прогона, которые образуют вписанный квадрат, повернутый к четверику стен под углом 45°; на него уложены еще четыре прогона, образующие вновь вписанный квадрат.

Таким образом, получается сужающийся кверху конус, состоящий из четырех ярусов.

На последний ярус, сторона которого в 4 раза меньше основного квадрата стен, укладываются четыре балки, поверх которых настилаются прогоны для устройства плоской кровли обычного типа (пролеты заполнены вассой, поверх настланы берданы, засыпка и выстилка плиточным кирпичом).

13—940 1. Мечеть Балянд. XVI в. План и летний айвап

К этой пространственной конструкции перекрытия снизу при помощи металлических скруток крепятся потолочные балки, на которых держится деревянный наборный потолок.

194 К.С.Крюков, Н.М.Лукинская 2. Мечеть Ходжа Зайнуддина, XVI в.

Общий вид и план

Таким образом, балочная конструкция скрыта между подвесным деревянным потолком и плоской кровлей по деревянным прогонам. Вся эта сложная пространственная система балок была создана в целях избежания промежуточных опор в зале мечети, так как внутренний размер четверика стен (7,5X7,5) превышает габариты строительного леса.

Мечеть Ходжа Зайнуддина — более монументальное здание как по внешнему облику (благодаря порталу на южном фасаде и купольному перекрытию), так и по наличию в ее составе, кроме молитвенного зала, нескольких помещений — худжр. Наличие худжр сближает мечеть со зданиями типа ханака, в которых имеются худжры для паломников и обслуживающего персонала. Необычным явлением был вынос саганы шейха в одну из лоджий южного фасада.

Купольный зал мечети Ходжа Зайнуддина с двусторонним айваном и большим хаузом (рис. 2) образует центр гузара, расположенного неподалеку от мечети Калян (с западной стороны).

Гузарные мечети Бухары Наружные фасады мечети лишены декоративных облицовок и своей монохромностью близки окружающей жилой застройке. Мечеть выделяет лишь повышенный объем, увенчанный куполом, со строгими членениями, и невысокий портал со стрельчатым сводом. В сторону внутреннего двора с большим хаузом, облицованным каменными блоками и обсаженным тутовыми деревьями, обращен высокий айван на деревянных колоннах с наборными сталактитовыми капителями (рис. 3).

Айван мечети обращен на север и восток.

Стены мечети оштукатурены алебастром, их белый цвет хорошо сочетается с красочным потолком айвана, расписанным по деревянным балкам. Роспись интерьера мечети достигает совершенства и не уступает ни по рисунку, ни по цвету лучшим произведениям эпо- Mi тимуридов.

Над изразцовыми мозаичными панелями с мелким геометрическим рисунком видны тончайшие и сложнейшие растительные узоры, подобно узорам мечети Балянд, выполненные в технике «кундаль». Роспись покрывает стены, арочные паруса и чашу купола (рис. 4).

К числу приходских мечетей XVI — XVII вв. относится мечеть Каср Орифон, построенная у могилы матери почитаемого проповедника Бахауддина (XIV в.), основоположника суфийского ордена под названием «Нах- шбендия». Мечеть находится в 12 oi от Бухары, на восточной окраине поселка, носящего имя Ходжи.

Небольшой, квадратный в плане зал и угловой айван на юго-востоке ничем не отличают эту постройку от многих мечетей аналогичного плана. Внимание привлекает великолепный расписной потолок, набранный из отдельных деревянных филенок. В манере росписей и цветовой гамме плафона явно прослеживаются два разновременных периода. Первоначальная роспись, видимо XVI—XVII вв., отличается более изящным рисунком, живописным цветовым решением.

Другой архитектурный комплекс этого селения находится у могилы самого Бахауддина (рис. 5). Он состоит из двух мечетей, расположенных к юго-востоку от ханаки Абдула- зиз-хана и образующих внутренний дворик, в юго-восточной части которого расположена дахма с могилой почитаемого шейха, а в юго- западном углу дворика — небольшое купольное сооружение (возможно, чилля-хана). Композиционно связующим звеном между ханакой 13* и мечетями служит небольшой минарет. Южную часть дворика занимает хауз.

Мечеть Кушбеги представляет собой прямоугольный зал, вытянутый с запада на восток.

К южной и северной стенам мечети примыкают высокие айваны. Интерьер мечети испорчен позднейшими ремонтами. Интересно решен потолок южного айвана, центр которого фиксируется сталактитовым деревянным сводиком, набранным в форме звезды. Вся поверхность потолка расписана. Цветовая гамма может быть определена химическим анализом сохранившихся красок. Однако и сейчас можно видеть следы ультрамарина и позолоты. Постройка, видимо, относится к концу XIX столетия.

Зимняя мечеть Музафар-хана состоит из прямоугольного зала, короткими сторонами обращенного на юг — север. Балочное перекрытие мечети опирается на шесть попарно расположенных колонн. К южной стороне мечети примыкает деревянный айван — летняя мечеть Музафар-хана, расположенный перпендикулярно стене мечети, т. е. айван является как бы самостоятельным объемом, примыкающим к мечети. Интерьер мечети решен очень скромно: оштукатуренные алебастром стены дополняют резьба и разбивка на панно. Потолок и двери имеют приятный охристо- золотистый цвет натуральной древесины.

Потолок айвана разбит на отдельные участки, поверхность которых покрывает геометрический узор, образованный набитыми тонкими деревянными реечками. В цветовой гам- 3. Мечеть Ходжа Зайнуддина. Капитель колонны айвана

Мечеть Ходжа Зайнуддина. Скуфья купола ме преобладает бледно-голубой цвет. Строительство мечети, вероятно, относится к началу XX столетия.

Принципы органического сочетания монументального зодчества и народной архитектуры нашли яркое отражение в мечети — медресе Ниязкула (1807г.) в Бухаре, известной также под названием «Чор-Минор»

3.

3 В. А. Ш и ш к и н . Архитектурные памятники Бухары.

Ташкент, 1936, стр. 88.

В западной части двора расположена типичная гузарная мечеть с деревянным айва- ном на две стороны (север — восток) и большим квадратным залом (примерно 14X 14лг) с плоским перекрытием на девяти колоннах.

Вытянутый с запада на восток большой двор окружен кельями медресе, выложенными из жженого кирпича со сводчатыми перекрытиями.

По центру северного фасада расположено входное помещение, углы которого заверша- Гузарные мечети Бухары 197 ют четыре башенки с голубыми майоликовыми куполами. В восточной стороне двора располагался большой хауз, облицованный каменными блоками 4.

Аналогично композиционно решена гузар- ная мечеть Халифа-Худойдода в Бухаре (1777 г.). В отличие от вышеописанной, здесь зал мечети перекрыт куполом, и айван обращен на три стороны: юг, восток и север (рис. 6 ) .

К айвану примыкает небольшое купольное помещение входа (далон, или чартак). Двор окаймлен рядами худжр, а в северо-западном углу расположен крытый куполом водоем — сардоба.

В художественном отношении представляет интерес резьба на колоннах айвана с растительным узором и резьба по ганчу на стенах мечети, выходящих на айван. Кое-где уцелели кусочки расписной майоликовой облицовки чистых тонов.

К квартальным относится также бухарская мечеть Боло-хауз, расположенная на площади Регистан, напротив въезда в городскую цитадель (рис. 7). Эта мечеть была придворной.

Центром композиции является большой хауз со ступенчатым спуском к водоему, облицованному блоками желтого песчаника. На западной стороне хауза находится мечеть с купольным залом и рядом худжр, выходящих в сторону айвана на высоких деревянных колоннах.

С южной стороны между хаузом и айваном сооружен минарет, облицованный шлифованным кирпичом фигурной кладки.

Живописный ансамбль мечети сложился не сразу. Купольный зал мечети построен в 1712 г. при последнем правителе из династии аштарханидов — Абул-Файз-хане5.

Переход от четверика стен к куполу осуществлен посредством арочных парусов, поверхность которых покрыта росписью в технике «часпак»: на белом штукатурном фоне углубленно прорезан рисунок, затертый алебастровым раствором с добавками ультрамарина.

Рисунок несколько крупноват. Хорошие пропорции зала создают впечатление простора и легкости конструкции перекрытия.

К северной и южной сторонам мечети примыкал ряд худжр, образовавших два внутренних дворика (ныне не существующих). Главный фасад мечети подчеркивался порталом с 4 В настоящее время сохранились лишь входное помещение и мечеть с деревянным айваном.

5 В. А. Ш и ш к и н . Архитектурные памятники Бухары, стр. 86.

облицовкой расписными майоликовыми плитками.

В 1917 г. к восточному фасаду мечети пристроили высокий айван на деревянных надставных колоннах. Капители колонн и плафон айвана покрывала роспись. К этому же периоду относится минарет, построенный известным бухарским мастером Ширином Мура- довым.

Объем статьи не позволяет остановиться на описании разнообразных в архитектурном отношении бухарских квартальных мечетей, поэтому мы останавливаемся лишь на более характерных из них.

Композиция квартальных мечетей большей частью строится на сочетании закрытого зимнего помещения и летнего навеса — айвана, выходящего во внутренний дворик, нередко с водоемом. Вход на территорию мечети осуществлялся через специальные входные помещения, перекрытые куполком, — дарвазахана.

По соседству обычно возвышался минаретик, На особо затесненных участках фонарь мина 6. Мечеть Халифа-Худойдода. XVIII в. Общий вид стороны входа, план, вид со стороны айвана на вн ренний дворик и деревянные резные колонны рета устраивался непосредственно на куполе входного помещения.

Конфигурация плана мечети, так же как и жилого дома, зависит от пропорций зимнего зала и особенностей застраиваемого участка.

Зафиксировано большое количество разнообразных композиций мечетей (рис. 8). Наиболее типичные схемы даны в работе В. Л. Ворониной 6.

Мечеть-медресе Ишан-Пир представляет собой наиболее распространенное сочетание квартальной мечети и медресе при ней. Это прямоугольное в плане помещение (7,7x9,9 ж) с одной колонной в центре и айваном на двухсо т- 6

 В. Л. В о р о н и н а . Народные традиции архитектуры Узбекистана, стр. 55, рис. 38.

колоннах с восточной стороны, обращенным во внутренний дворик медресе (16,65x17,4 м).

Наиболее полной по составу общественных построек гузара является мечеть Джафар- Ходжа, в комплекс которой входит хауз (15,3X16,5 м), входное помещение — далон 8. Планировочные решения гузарных мечетей а — Джафар-ходжа; б — Ишан-Пир; в — Бозори Корд; г — Куй-Ханака; <Э — Ходжа-Таббат; е — Мирза Гафур. / — зал мечети; 2 — летний айван; 3 — жилые помещения медресе; 4 — летний дворик медресе; 5—мактаб (школа); 6 — хауз; 7 — далон (входное помещение); 8 — минарет; 9 — кладбище; 10 — тахорат-хона (место для омовения); // — товут-хона (место для хранения погребальных носилок); 12 — колодец ( 3 x 3 м), школа и большое помещение, исполняющее функции тахорат-хона (комната для омовения) и товут-хона (помещение для хранения погребальных носилок).

Квадратный зал мечети (13,4X13,4 л) имеет плоское балочное перекрытие на четырех колоннах, с выходами на три стороны, по три дверных проема в каждой стороне, исключая западную, на которой расположена михраб- ная ниша. Айван с двумя глухими стенками Гузарные мечети Бухары 201 9. Гузарные мечети а — Бозори-Джой; б — Бозори-Гуль; в — Камух-Гарон; г — Мав- лоно-Шериф по бокам и балочным перекрытием на трех колоннах обращен на восток, с северной сторо ны — внутренний дворик (10X20 м).

Интересен в композиционном отношении комплекс под названием Куй-ханака, расположенный на берегу канала Шахруд, питающего Бухару водой. Мечеть — традиционного плана с квадратным залом (10,55x10,55 м), с перекрытием на четырех колоннах и айваном, обращенным на север и восток. Вход в мечеть от набережной канала с восточной стороны осуществляется через небольшое, квадратное в плане помещение (3,4X3,4 м), перекрытое куполом на четырех пересекающихся арках, подобно куполу Таки-Саррафон (XVI в.).

Однако в данном случае зодчего привлекло к этой конструкции, очевидно, не столько ее инженерные преимущества, сколько художественная выразительность формы.

Рядом с входным помещением построен миниатюрный минаретик, от которого идет деревянное решетчатое ограждение до угловой колонны. Через входное помещение попадаем в маленький дворик, наполовину перекрытый айваном мечети. С северной стороны расположено небольшое кладбище, а с юга примыкает медресе на пять худжр с выходом непосредственно в зал мечети. Расположенные под некоторым углом айван мечети, входное помещение с ребрами пересекающихся арок, решетчатое ограждение и тутовые деревья по набережной канала создавали живописное решение этого ансамбля.

Когда производили обмеры в 1950 г., мечеть была основательно разрушена и впоследствии разобрана.

Типичным примером купольной квартальной мечети XVIII—XIX вв. является мечеть Бозори-Джой (рис. 9,а).

Зал мечети (7X7 м) имеет неглубокие ниши, перекрытые стрельчатыми арками. Переход к куполу осуществлен посредством арочных парусов. Айван с глухими стенами по бокам обращен на восток. Перекрытие айвана плоское по деревянным балкам, опирающимся на боковые стенки и одну колонну по центру айвана. Входное помещение (далон) примыкает к южной стенке айвана.

Мечеть Мавлоно-Шериф (рис. 9, г) была, видимо, рассчитана на большой приход. К прямоугольному залу мечети (11,66x15,14 м) с перекрытием на восьми колоннах примыкают два айвана — большой айван с юга (9,4 X Х15,5 м) с перекрытием на шести колоннах и с противоположной, северной стороны (11,65 X Х4,7 м)—на двух колоннах. К восточной стене северного айвана пристроено входное помещение, от которого к западной стене айвана идет невысокое (1,1 м) кирпичное ограждение.

Анализ гузарных мечетей Бухары показывает, что, в отличие от монументального зодчества Средней Азии, упадок которого явно намечается со второй половины XVII в., народная архитектура сохраняет выработанное веками искусство живописной КОМПОЗИЦИЙ вплоть до начала XX столетия.

Композиции этих сооружений, как правило, построены на асимметричном решении объемов в сочетании с ритмическим или метрическим строем отдельных элементов. Расстановка колонн айвана, повторяющийся ритм арочных ниш худжр противопоставляется асимметричному размещению на участке здания мечети входного помещения, хауза, минарета. Живописность ансамблей иногда дополняется как бы случайно посаженными кряжистыми деревьями тута.

Существенную роль в облике постройки 202 К. С. К р ю к о в , Н. АЛ. Л у к и н с к а я играют использованные строительные материалы и конструкции перекрытий. Кроме мечетей с каркасной конструкцией стен, плоским перекрытием по балкам на деревянных колоннах, сохранились мечети со стенами из жженого кирпича и купольным перекрытием.

Решение фасадов построено на принципе контраста: освещенный яркими лучами солнца объем и глубокая тень под навесом; оштукатуренная алебастром, разбитая на панно, иногда с небольшим насыщением резьбой, светлая, спокойная по тону стена и яркая по цветам роспись вассы, балок перекрытия и колонн айвана.

Концентрация средств художественной выразительности в интерьере характерна для построек Бухары. В решении интерьера мечетей приемы почти те же, что и в жилом доме: членение стен на отдельные панно, резьба по ганчу монохромная и полихромная (в технике «часпак», «кырма»), ажурные ган- чевые решетки в окнах, двери с мелкой, преимущественно геометрического рисунка резьбой и яркой росписью балочных потолков.

Купола в интерьере также иногда покрывались росписью или резьбой (мечеть Ходжа Зайнуддина, мечеть Боло-хауз).

Как сооружения народной архитектуры, квартальные мечети лишены специфических черт культовых монументальных построек.

Творения народных мастеров, запечатленные в образах гузарных мечетей, наравне с лучшими образцами архитектуры жилья, отражают потребности и вкусы народа, являются результатом коллективного творчества, создаваемого веками.



От: Boris,   -


п»ї

- Скрыть комментарии (0)

UP


Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:



Условия использования сайта

вставка кода всплывахи "Всё понимаю и принимаю!" -->